Духовная культура государства
Есть крупные заводы — такие как «Дулевский фарфор» или «Павловопосадская платочная мануфактура». А есть совсем маленькие предприятия. Например, ярославская «Мастерская майолики Павловой и Шепелева». И во всех случаях речь идет о высочайшем мастерстве.
В России есть всего десять человек, которые умеют создавать рисунки для павловопосадских платков. Этому нужно учиться много лет. Это технология печати по шаблону. Каждый цветовой слой — это отдельный шаблон. Художник, проектируя рисунок, мысленно разделяет его по слоям. В Хохломе делают матрешек. Есть два вида — серийные, когда изделие передается из рук в руки и каждая мастерица рисует что-то одно: глаза, платок, волосы. И есть авторские матрешки, которые создаются одним мастером. Это разный уровень мастерства. Но и то, и другое— народно-художественный промысел.
В сегодняшней структуре народных ремесел 20 видов производства, внутри каждого есть своим подвиды. Например, художественная обработка дерева, в которую входят и береста, и лоза, и матрешка. Все это различные центры, находящиеся в разных местах. Есть важный принцип и понятие, определенное законом: место традиционного бытования народного промысла. Они определяются в конкретных субъектах РФ. И только изделия, изготовленные в этом месте бытования, с соблюдением технологии и художественности левых особенностей, которые специальным советом подвергаются экспертизе, называются изделием народно-художественного промысла. Никакая «гжель», сделанная где-либо, кроме определенных деревень в Раменском районе Московской области, не может считаться произведением традиционного народного промысла. Проблема недобросовестной конкуренции в этой области стоит сегодня очень остро.
Важно понимать, что изделия, сделанные традиционным способом, несут в себе очень сильную энергетику. Художник выражает в своем произведении талант, данный ему Богом. По мнению ведущего российского исследователя традиционных промыслов Марии Некрасовой, народное искусство должно быть закреплено на государственном уровне в статусе духовной культуры. Потому что без них Россия просто потеряет свое лицо. По сути, народные ремесла являются само идентификатором народов нашей страны, которые выражаются через определенные орнаменты. Начиная с 1917 года провозглашенное атеистическое государство пыталось искоренить все, что имело духовные корни. Деятелями 1920– 1930 годов народные ремесла попали под определение «крестьянского искусства» и были задвинуты за ширму декоративно-прикладного, что в корне не верно. Если понять глубинный фундамент этого явления, то наш взгляд на него меняется. И его еще предстоит до конца осмыслить, в том числе и на высшем государственном уровне.
ДРУГИЕ КОЛОНКИ ПО ТЕМЕ
Отличать ценность от подделки
Колонка депутата Мосгордумы, председателя комиссии по культуре Евгения Герасимова
Появление проекта «Ассамблея народных ремесел» — очень своевременное явление в жизни столицы. Сегодня традиционные ценности выходят на первое место, и народные ремесла и промыслы должны стать неотъемлемой частью высокой культуры народов нашей многонациональной Москвы (далее...).
Для отечества и всего мира
Колонка художника Никаса Сафронова
Если человек становится «Иваном, родства не помнящим», то он не может быть гражданином своей страны. Человек должен знать свою историю, а она в России очень богатая. И чем внутренне увереннее в себе такой человек будет, тем больше сможет сделать для своего отечества и для мира в целом (далее...).
Союз науки и искусства
Колонка научного руководителя социально-образовательных проектов Ассоциации участников рынка арт-индустрии Натальи Михайловой
Креативность и инновации имеют решающее значение для будущего. Хочешь воспитать креативного человека — дай ему качественное художественное образование (далее...).
Город больших возможностей
Колонка директора PR-отдела «Кремль в Измайлово» Рустама Ямолдинова
Комплекс «Кремль в Измайлово» хорошо известен москвичам и гостям столицы. Его туристическая привлекательность связана напрямую не только с необычным внешним обликом самого кремля, его музейным комплексом, но и с проходящей рядом выставкой-ярмаркой «Вернисаж в Измайлово». А значит, с теми масштабными мероприятиями, которые мы там проводим (далее...).
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции