Тупик самопиара

Свою инициативу Дегтярев (если кто забыл, он баллотировался на пост мэра Москвы и набрал чуть более 2% голосов) пытается обосновать вполне серьезно. Мол, американцы пытаются вести «навязчивую внешнюю политику» и тем самым они «загоняют мир в тупик». На самом деле, таким образом депутат, которого некоторые прочат в преемники Жириновскому в качестве лидера ЛДПР, пытается «поймать хайп» и «найти ответку» на то, что в Вашингтоне назвали площадь в честь убитого российского политика Бориса Немцова. Вот, мол, тогда и мы вам «назло» назовем ваш адрес тупиком. Это если признать, что американцы, называя площадь в честь того, кого они считают борцом за демократию, действовали именно назло москвичам. Потому что Дегтярев поставит себе галочку в списке своих подчас довольно странных инициатив, американцы, работающие в посольстве, уедут, на их место приедут новые, тоже временные, а нам с этим потом жить. И названная «назло» улица (строго говоря, тупик там, где расположен разрушающийся дом Наркомфина, находится лишь напротив южного входа в посольский комплекс, и адрес будет явно привязан за уши) останется в московской топонимике.
Не то чтобы само слово «тупик» было оскорбительным. В Москве полно тупиков – несколько десятков. Как правило, это старинные названия, когда Москва представляла собой большую деревню, а в значении самого слова «тупик» на первом месте было не «безысходность» (то есть переносный смысл, а не прямой), как сейчас, а «обрубленный», означающий, что нет сквозного прохода. К примеру, в центре Москвы есть Шведский тупик, где когда-то и был именно тупик, а на его месте в XVII веке находилось шведско-норвежское подворье. Но это было не «назло шведам» за победу под Полтавой, а чтобы оставить память о том, что когда-то они там жили.
В ХХ веке и тем более в ХХI «тупиками» улицы в Москве уже практически не называли. Именно по причине «депрессивности» названия. С точки зрения урбанистики, мне кажется, нет ничего более идиотского, чем начертать на карте города, стремящегося быть современным, еще один «тупик». Тем более, что в истории Москвы не было ни одного случая, чтобы какую-то улицу или даже захудалый тупик назвали именно назло каким-то нашим внешним врагам.
Действовать назло – это, как говорят, вообще «плохая карма». Даже если назло американцам. Не это надо ставить во главу угла нашей политики, тем более на уровне стремительно меняющегося современного города.
Данное предложение – далеко не первый экзерсис Дегтярева, который, видимо, хочет перещеголять самого Владимира Вольфовича по части политической экзотики. Оный депутат в свое время запомнился тем, что предлагал запретить доллары, позже выступил с инициативой учредить День трезвости – 11 сентября. Почему именно в этот день надо быть трезвым, а в другие нет, он не пояснял. Дегтярев также предлагал запретить иностранцам использовать слово «водка», притому что само слово, скорее всего, польского происхождения. Он же озаботился тем, чтобы установить госмонополию на производство и оборот алкоголя, табака и сахара. В общем, очень инициативный депутат. Жаль, что придется тратить время на обсуждение его очередной инициативы. И еще жаль, что в свое время не приняли предложение, согласно которому депутат, один раз предложивший законодательную глупость, особенно если ради дешевого самопиара, лишался на какое-то время возможности выдвигать новые законодательные инициативы.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции