Витрина для мира
Наше авангардное искусство было настолько смелым, что к нам приезжали в огромном количестве западные архитекторы и с восхищением наблюдали за происходящим. Сегодня мировые архитектурные звезды ссылаются на наших архитекторов той эпохи как на фигуры, которые оказали на них большое влияние.
Несмотря на действительно большой вклад в мировую культуру, сам период авангарда оказался очень небольшим — он продлился примерно с 1925 по 1932 год. Но за это время в СССР построили очень много конструктивистских домов.
Это были объекты новой типологии: клубы, фабрики-кухни, дома-коммуны, в мире такого никогда прежде не строили. Это был комплексный подход, задуманный как формирование среды, которая должна была сформировать нового человека, все жизненные процессы которого должны были протекать в новом пространстве, которое было чем-то большим, чем просто архитектурой. Это оказалось утопией, но впечатление производит большое до сих пор.
Поэтому сегодня многие западные архитекторы и искусствоведы приезжают к нам. Но по мере того как слава советского авангарда растет, состояние памятников ухудшается. Они ветшают. Это сложная архитектура, а у нас в стране, к сожалению, мало специалистов по реставрации таких домов.
Кроме того, эстетически авангард вызывает вопросы у многих людей. Они видят в нем какие-то невыразительные грязные коробки, но не видят красоты, которую можно проявить, если привести здание в порядок. Важно подогреть интерес у людей к авангарду. Что-то даже было сделано в этом направлении.
День города Москвы в 2017 году был решен в стиле авангарда, а во время Олимпийских игр в Сочи эта эстетика была вынесена как бренд страны. Нужно действовать в этом направлении. Раз авангард — это наша витрина для внешнего мира, то давайте о нем заботиться.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции