пн 23 сентября 10:59
Связаться с редакцией:
Вечерка ТВ
- Город

Главная страница ВМ

Митрополит Калужский и Боровский Климент

Игорь Ивандиков, "Вечерняя Москва"

Шаг к Богу

В своем послании к римским христианам апостол Павел пишет: «Братья… представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего» (Рим. 12, 1). Но что происходит в нашей жизни? Мы стараемся душой предстоять перед Богом, возносить к Нему свой ум в молитве. А апостол ведет речь о теле. Как человек может предоставить свое тело в жертву Богу?

В античные времена, когда жил апостол Павел, в философии душа и тело противопоставлялись друг другу. Можно было вслед за эпикурейцами сказать: телом я буду получать все наслаждения жизни, а душой славить Бога. Поэтому апостол поясняет: то, что душа должна быть направлена к Богу, это и так подразумевается. Но надо еще и тело посвятить «разумному служению» Богу, оно не должно быть на задворках нашего подвига.

Как же это реально понять — предоставить Богу свое тело в жертву? Прежде всего человек должен воздерживаться от греха. Не только душа должна уклоняться от греховных помыслов, но человек должен беречь и тело от греховных дел. В качестве примера апостол указывает на блуд. Он говорит: «Всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела» (1 Кор. 6, 18). Но не только блуд является грехом против тела. К телесным грехам относятся и объедение, и пьянство, то есть все, что приносит телесное наслаждение. Поэтому апостол и говорит, что христианин не только душой должен быть чистым, но и тело беречь от осквернения.

Святитель Феофилакт Болгарский, говоря о «разумном» служении Богу, указывает, что оно заключается не только в том, «чтобы обращаться посредством слова, но и в том, чтобы жить по-христиански, чтобы не царствовала в нас никакая бессловесная страсть, но всем управлял ум». Христианин должен очистить себя, должен искоренить «кроющееся внутри себя зло, представляя себя всегда стоящим пред Богом и трепеща от страха при всяком действии и слове, подобно первосвященнику, предстоящему у жертвенника Божия».

Очень важную мысль озвучивает апостол Павел в одном из своих посланий. Он говорит, что наши тела являются храмами Духа Святого. «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1 Кор. 6, 19). Отсюда проистекает отношение к телу: Дух Святой вселяется в человека и освящает не только его душу, но и тело. Это происходит по той причине, что человек является единым духовно-телесным существом.

На основании этого единства мы почитаем мощи святых. Душа святого пребывает с Богом, а мощи святого, которым также присуща Благодать (сила, которую святой стяжал от единения в земной жизни с Богом), остаются на земле. И мы видим, что от них совершается множество чудес, ибо Бог действует и через останки святого. И апостол Павел говорит, что тело нужно посвятить Богу точно так же, как и душу. Если обратимся к книге Апостольских Деяний, то увидим, что платки, которыми опоясывал свое тело апостол Павел, исцеляли болящих и даже тень апостола Петра исцеляла людей. Это все происходило по той причине, что не только душа человека освящается Духом Святым, но и тело.

Вот, к примеру, сейчас привезли мощи святого Спиридона Тримифунтского, и люди из разных мест приезжают, поклоняются им и получают исцеление. Но некоторые спрашивают: «Хорошо, но как это действует? Я приехал, приложился к его мощам, и во мне что-то должно поменяться? Я стану лучше или моя жизнь станет лучше? А если в соседнем храме есть частица мощей этого святого, ехать ли? И тому, кто не поехал, святой Спиридон уже не будет помогать?»

Так это не работает: поехал, приложился — и что-то сразу изменилось. Человек едет к святыне не просто так, приложиться «на всякий случай», чтобы ему что-то хорошее от этого было. Человек едет с верой, он готов понести подвиг, взять на себя духовный и телесный труд. Начать с того, чтобы встать в четыре часа утра, а в пять уже выехать. Для большинства людей это большой аскетический подвиг. По вере человек готов пожертвовать своим отдыхом, потратить свой выходной день, провести в очереди какое-то время, потерпеть искушения, которые непременно будут, потерпеть усталость, постараться молиться в той же очереди, а не праздно беседовать с попутчиками. Всю дорогу у него мысли устремлены к святому, он грехи вспоминает, каясь в них. Наверняка и по пути, если все в автобусе едут к мощам, будет общая молитва. Это не развлечение, а серьезное духовное усилие.

Людям без определенного места жительства также обеспечили доступ к мощам святого Спиридона в храме Христа Спасителя / Пелагия Замятина, "Вечерняя Москва"

Людям без определенного места жительства также обеспечили доступ к мощам святого Спиридона в храме Христа Спасителя

ФОТО: Пелагия Замятина, "Вечерняя Москва"

Если человек готов этот день посвятить духовной работе над собой ради веры и надежды на святого, помолиться ему, попросить у него помощи в своей духовной жизни, даже, может быть, в каких-то земных нуждах, это и будет хорошо, ради этого и совершается поездка. Человек делает шаг к Богу, приближается к Нему, становится более способным к восприятию Божией Благодати. Благодать сможет коснуться его сердца, подготовленного молитвой, духовным и телесным трудом.

Человек, который не поехал к мощам святого, не лишается его помощи. Это у мусульман один из пяти столпов ислама требует, чтобы мусульманин обязательно совершил хадж (посетил Мекку) как минимум один раз в жизни. В православии такой заповеди нет. Совершить паломничество в Иерусалим, в Дивеево или куда-то еще — это личный подвиг. Все это остается на усмотрение человека. И когда мы говорим о том, почему люди готовы встать в четыре утра, чтобы поехать в храм Христа Спасителя, хотя они могут встать в девять часов и спокойно сходить в соседний храм и там приложиться к мощам, вопрос именно в том, что человек хочет предпринять духовный подвиг. Понятно, что мощи одни и те же, святой один и тот же, молиться можно в любом месте, но тут ценен не сам по себе акт прикосновения к мощам, а вера человека и желание совершить подвиг — пожертвовать временем и приложить усилия. Все отношения с Богом у человека основаны на вере и добровольном жертвенном подвиге. Без жертвы никуда, что со стороны Бога, что со стороны человека. Правильные отношения человека и Бога, человека с другими людьми невозможны без самопожертвования.

Можно и дома встать в четыре утра, прочитать канон, акафист, кафизмы Псалтири, потом пойти в ближайший храм, помолиться и приложиться к мощам — таким вот образом понести духовный подвиг. Это будет равнозначная жертва, но сделать это сложнее, больше возможностей уклониться от задуманного благого дела, поберечь свое тело, оставить его в теплой постели, порешать какие-нибудь домашние дела, а если и пойдем в храм, то по пути забежать в магазин, а там...

Именно этим и ничем иным объясняется то, что, казалось бы, много есть частиц мощей того или иного святого, но в то же время, когда привозят его мощи из дальних стран и весей, многие христиане готовы предпринять большие усилия, потрудиться душевно и телесно, чтобы «посетить» святого и пообщаться с ним.

Новости СМИ2

Ирина Алкснис

Москве есть чем ответить критикам

Оксана Крученко

Как экономия вправляет мозг

Лера Бокашева

Злые соседи «Доброго дома»

Елена Булова

Ключ от квартиры, где деньги лежат

Никита Миронов  

Гостиницы выгодны не только туристам

Сергей Лесков

Долгая дорога к Храму

Георгий Бовт

Газовая война между Россией и Украиной: кто «моргнет» первым?