Главное
Истории
Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Легенды про Грибы

Легенды про Грибы

Вячеслав Добрынин

Вячеслав Добрынин

Как повилась авоська?

Как повилась авоська?

SHAMAN объявил о разводе с супругой Еленой Мартыновой

SHAMAN объявил о разводе с супругой Еленой Мартыновой

Как успокаивали нервы на Руси

Как успокаивали нервы на Руси

Дом писателей

Дом писателей

Литера судьбы. Куда уходят гении

Развлечения
Литера судьбы. Куда уходят гении
Урожайный год подходит к концу. Мы пожинаем разные урожаи. Этим годом ушли Наум Коржавин, Анатолий Гладилин, раньше — Евгений Евтушенко. Многие еще. Но этих троих многое соединяет. Мы не говорим об общности времени, не говорим о том, что они были знакомы и благоволили друг другу (дружны не были) — у них был общий знак (литера) судьбы. Непростая вышла у парней каллиграфия, избыточная и сложная. Но тем больше завораживает этот контекст, нет, не истории литературы — мистическая общность мировосприятия.

Анатолий Гладилин снискал себе славу писателя, едва ему исполнилось двадцать. За год перед тем появился журнал «Юность», главным редактором его был Валентин Катаев — учитель молодого литератора. Гладилина считали первооткрывателем жанра, в некотором смысле экзистенциальной прозы. Другой — не той, что была принята во времена тотального соцреализма. Другие у Гладилина герои, совсем не вожаки молодежи, но сомневающиеся, любящие и нелюбимые. Впервые за много лет народонаселение читало о себе, в первую очередь, а не о великих свершениях…

У Наума Каржавина была иная судьба. Ранний успех и прочие его атрибуты случились. На очень короткое время. После все пошло кувырком, уж слишком он был за контекстом времени. Начиная от полнейшего пренебрежения своим внешним видом (он ходил по Москве в шинели, надетой на голое тело, вместо кашне вафельное полотенце, и брюки на несколько размеров больше) — его не волновал этот аспект бытования. Только тексты будоражили его, и совсем не их форма (зачастую просодии и рифмы Н.К. были просты, не сказать примитивны) — обнажение смыслов, это двигало Наумом Коржавиным в течение всей жизни.
Все трое умерли в эмиграции, четвертый, о котором речь чуть позже, помер тоже не на Родине. Теперь о Бродском (как без него): Коржавин, обнажавший смыслы, был завзятым полемистом Иосифа Александровича, поскольку полагал (и в меру справедливо), что филология не может доминировать над поэзией. Бродский, в определении Коржавина — поэт-филолог, и читать его невозможно. Разве что ранние стихи.

Развод Бродского и Евтушенко — вовсе коммунальная история, пытливый читатель знает о ней без нас. Кто-то, про кого-то неверное сказал. Поэзией там и не пахло — просто склока, что не украсило обоих.

Эмиграцию выдержал только Коржавин (несколько напоминающий Хлебникова). У него достало нежности и наполненности, которые он вывез из России для того, чтобы не стать рафинадом в том бурлящем иноземном котле.

Бродский обрел свой настоящий дом на Гринвич-Виллидж (он и в Питере слыл космополитом), последний покой — в Венеции, на острове Сан-Микеле, рядом с Дягилевым и Стравинским. Евтушенко лежит на кладбище Переделкино, вместе с Пастернаком и товарищем по цеху Вознесенским. Наум Коржавин — на Ваганьковском…

Жить можно где угодно (в меру обстоятельств), упокоиться желательно на Родине.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.