Девять принципов «умного» города
Москва за последние годы сделала большой шаг вперед в сфере цифровых технологий. Мы занимаем лидирующие позиции среди стран, в которых активно развиваются современные технологии. Простой пример: к официальному сайту мэра Москвы ежедневно обращаются порядка миллиона человек, на нем доступны более 200 услуг и сервисов. Все это влияет на изменение бизнес-процессов и деятельность органов власти.
Цифровые технологии уже вошли в некоторые ключевые сферы человека. Это жилищно-коммунальное хозяйство — уже реализуется несколько системных проектов по созданию «умных» домов, в которых есть прямая связь между датчиками, системами обеспечения внутри дома и в городе. Также отработана технология обратной связи — я имею в виду единый контакт-центр, проекты «Активный гражданин», «Краудсорсинг». С использованием технологии больших данных мы уже сейчас можем предположить, в каком округе, районе, на какой улице или даже в каком доме какие ситуации могут возникнуть. Благодаря этому мы можем эффективнее их решать. Правительство Москвы вместе с профессиональным сообществом выработало векторы развития цифрового города. Всего у нас получилось девять принципов «умного» мегаполиса. Какие-то из них могут показаться очевидными, например «умный» город для человека», «главенство цифрового документа над его бумажным аналогом» или «зеленые цифровые технологии», а какие-то требуют пояснения. Например, сквозные технологии во всех сферах городской жизни — здесь смысл в том, что все сервисы должны быть взаимосвязаны между собой. Карта «Тройка» и карта москвича должны быть связаны. Еще один принцип — развитие города совместно с бизнесом и научным сообществом на партнерских взаимовыгодных условиях. Его мы реализуем уже сейчас, консультируясь и советуясь с экспертными сообществами. Использование отечественных решений в сфере цифровых технологий тоже является одним из принципов. Это история про импортозамещение. Нужно понимать, что невозможно создать границы в сфере цифровой экономики, но при этом нельзя полагаться на то, что эти технологии будут всегда к нам дружелюбны. К этому нужно быть готовыми, поскольку нам необходимо обеспечить непрерывную работу всех городских систем.
Наша главная цель — сделать жизнь человека в Москве максимально комфортной, удобной и предсказуемой. Город будет окружать человека понятными для него сервисами. При этом у нас не стоит задача перевести все в цифровой формат. Просто услуги должны помогать, а не ставить барьеры. Программа «умного» города в Москве должна быть синхронизирована с национальным проектом. Окончательная версия столичной программы будет утверждена в течение первого квартала 2019 года. Наша задача сейчас сформировать тот набор проектов, которые мы гарантированно сможем реализовать.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции