Главное
Истории
Газировка

Газировка

Книжные клубы

Книжные клубы

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Готика в Москве

Готика в Москве

Таро в России

Таро в России

Хандра

Хандра

Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Спитак. Урок чужой боли

Общество

Разрушительная мощь, эквивалентная десяти Хиросимам. 25 тысяч погибших. 19 тысяч навсегда искалеченных. Полмиллиона обездоленных. На широкий экран вышел фильм Александра Котта «Спитак». 
Картина вышла в прокат 29 ноября. Через неделю будет ровно 30 лет со дня Спитакской трагедии: 7 декабря 1988 года на севере Армении землетрясением полностью уничтожен город Спитак и 58 окрестных сел, разрушены Ленинакан, Степанаван, Кировакан — всего более 300 населенных пунктов... 

В каждой первой рецензии «Спитак» неизбежно сравнивают с вышедшим двумя годами ранее «Землетрясением» Сарика Андреасяна. Оба фильма — про одно и тоже событие, совпадения и параллели напрашиваются. Хотя, на мой взгляд, сравнивать на уровне «лучше/хуже» — бессмысленно. Каждый из режиссеров рассказал собственную оригинальную историю, нашел свой ракурс и тон. 

Александр Котт накануне премьеры говорил, что ему «удалось найти «безэмоциональную» интонацию — без желания искусственно вызвать слезы, давить на болевые точки». Его герой, Гор, пытается вернуться к семейным узам, которые он своим же эгоизмом оборвал. История Гора, уезжающего из благополучной Москвы в стертый с лица земли Спитак — переход от мира к войне. Войне, где, прежде чем отыскать семью, предстоит сначала найти самого себя.

Кадр из фильма «Спитак», приуроченного к 30-летней годовщине землетрясения в Армении. Предпремьерный показ состоялся с участием актеров и создателей картины Кадр из фильма «Спитак», приуроченного к 30-летней годовщине землетрясения в Армении. Предпремьерный показ состоялся с участием актеров и создателей картины / Кадр из фильма «Спитак»

История героя Андреасяна, бывшего зэка Константина, напротив, возвращение в мир. Он вышел с холода зоны и спешит в тепло родного дома. К жене, дочери, сыну, которые любят, надеются, ждут. 
Такое ощущение, что Котт и, правда, смотрит несколько отстраненно. Как бы снаружи и отчасти со стороны и сверху. Взгляд Андреасяна — словно бы идет изнутри. Взгляд не в лоб, неявный, но упрямый как пробивающийся сквозь бетон росток. 

Знаете, очень приятно для самолюбия было бы сегодня вспоминать, что и мы, тогдашние 16-17 летние, не остались в стороне. Да-да, мы же даже, кажется, собирались перечислять какие-то деньги пострадавшим!.. Хотя зачем я вру. Ничего мы не собирались. Тогда, в декабре 88-го мы не особо-то и задумывались – тряхнуло где-то там и ладно, своих забот хватает. Важных. Насущных. Животрепещущих. Достать билеты на концерт «Кино». Перекатать на кассету свежий альбом «Наутилуса» или квартирник «Алисы». Разжиться к Новому году достаточным количеством алкоголя и, обязательно, с прицелом на девчонок, которых ведь надо же чем-то заманить. Устроиться на новую работу, наконец. 

Эта «не оставившая равнодушным ни одного человека» трагедия по-настоящему ударила непосредственно причастных: тех, кто потерял родных и близких, и тех, кто оказывал им помощь там, на месте. Но не нас. 
Мы, сегодняшние, можем оправдываться юностью и глупостью, прикрываться тем, что вечно спешащие, занятые своими проблемами жители большого города вообще не слишком-то склонны к сочувствию – Москва слезам не верит. Да и в целом оказывать помощь в критических ситуациях должны специально обученные люди – медики, спасатели, полицейские. И формально будем правы. Но стоит содрать, сковырнуть как струп этот первый слой формальной правды – и ранка начинает болеть, сочиться сукровицей. 

И ловишь ли ты «безэмоциональные» интонации Котта или же без кавычек эмоциональные интонации Андреасяна, ты сидишь перед экраном — и плачешь. Наверное, это и называется совестью. 

Фильмы «Спитак» и «Землетрясение» — хорошая прививка. От вируса самоуспокоенности. Эмоциональной лени. Равнодушия. Полезный факультатив, дающий возможность ненадолго ощутить чужую боль как свою. А то ведь уроки разные бывают… 

…В «Землетрясении» дядя Ерем плачет над телом зятя, «гнусным соблазнителем» дочери, которого при жизни не пускал на порог: «Господи, я понял, господи! Но почему ты учишь так… больно».

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.