Атомный «Наутилус» против «Ленинского комсомола»

Общество

21 января 1954 года в США на воду была спущена первая атомная подводная лодка, получившая название «Наутилус» в память о субмарине Жюль Верна, которой управлял отважный капитан Немо. Исторический момент, начиная с которого еще одна стихия оказалась захвачена гонкой вооружений.

Уже 9 августа 1957 года в Молотовске (Северодвинск) была спущена на воду первая советская (и всего третья в мире) атомная подлодка «Ленинский комсомол». Таким образом, отставание СССР в новом вооружении оказалось короче, чем при создании атомной бомбы.

Научный руководитель направления — академик Анатолий Александров, впоследствии президент Академии наук. Курчатов предложил Сталину эту кандидатуру, потому что «Александров знает массу бессмысленных вещей, которые никто не знает и которые в этом случае могут оказаться полезными». О морской стихии было известно немного, а Александров в годы войны руководил работами по защите кораблей от магнитных мин.

Советская атомная подводная лодка была похожа на американскую лишь тем, что была атомной и подводной. США со множеством военных баз обошлись одним реактором. Нам необходимо было найти место для двух. Скорость советских субмарин была выше в 1,5 раза выше. У «Наутилуса» глубина погружения достигала 210 метров, мы уходили на дно на 300 метров. Достоинства субмарин США — электроника и шумовые характеристики, а также береговая инфраструктура.

Атомный «Наутилус» против «Ленинского комсомола»Ранее перезарядка ядерного топлива на подлодках была необходима раз в десять лет и занимала примерно месяц / Фото: Орлов Алексей, «Вечерняя Москва»

Сегодня мы часто говорим об инновациях. Атомный подводный флот — это материк инноваций. В отличие от атомной бомбы, подсказок от разведки не было. Как, к примеру, добиться того, чтобы лодка могла лежать на дне полгода, если даже с лучшими системами кондиционирования в дизельных лодках экипаж через две недели терял сознание? Александров называл задачу «проблемой пердильных газов». Была создана уникальная схема адсорбции, так что первые годы морякам разрешили курить на лодке.

Показатели наших лодок по мощности, скорости и вооружению остались недостижимыми и через полвека. В нашей стране построены субмарины, которые стали рекордсменами по водоизмещению — 48 000 тонн, скорости — 45 узлов (лодку прозвали «Золотая рыбка»), глубине погружения — 1250 м, маневренности. Неоднократно наши лодки проходили через Гибралтар, оставаясь незамеченными для систем слежения НАТО. В составе ВМС США нет кораблей, которые могут конкурировать с классом «Акула». У России три таких подводных крейсера («Юрий Долгорукий», «Александр Невский», «Владимир Мономах») и еще шесть строится.

Сложная военная техника не застрахована от аварий. В США подводников погибло больше, чем у нас, хотя количество аварий больше уже в нашей стране. В США погибли две лодки — «Трешэр» в 1963 году (129 человек) и «Скорпион» в 1968 году (99). Число наших жертв в шести авариях — 202 человека. Самые крупные трагедии — «Комсомолец» (42 человека) и «Курск» (118 человек). Ни одна из наших аварий не связана с выходом из строя реакторной установки. Даже после чудовищного взрыва на «Курске» реакторный отсек не пострадал.

Всего в нашей стране было построено 250 атомных подводных лодок. США построили в два раза меньше, соблюдая ядерный паритет за авиацией. Есть атомные подлодки у Англии (25), Франции (15) и Китая (6, сколько на ходу, неизвестно).

Стоит напомнить, что сегодня ни одна страна, кроме России, не располагает надводными атомными ледоколами.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Google newsGoogle newsGoogle news