«Спасти Ленинград»: это просто «Праздник» какой-то
Есть такой позорный жанр — фильмы к дате. От фильмов, сделанных в этом жанре, никто не ждет художественных откровений, вполне достаточно обычной политической грамотности. Фильм Алексея Козлова, выступившего сразу режиссером, сценаристом и продюсером, вышел день в день, как 75 лет назад была снята блокада Ленинграда. Иными словами, было нужно, чтобы такой фильм был, чтобы его показали в строго определенное время в строго определенных целях.
Вот и разберемся, какие же месседжи в этот фильм были вложены и зачем.
Прежде всего съемка таких фильмов превращает ВОВ в объект гламура. Да-да, не удивляйтесь. Есть реальная история баржи 752, история эта крайне печальна: из полутора тысяч пассажиров набитой под завязку баржи выжило меньше двухсот, причем затонула она без всяких налетов вражеской авиации, а просто потому, что это было очень тупое решение — перевозить на ней людей в такую погоду и в таком количестве.
Вот на эту реальную основу, как грим на покойника, зачем-то наложили историю любви а-ля «Титаник», к тому же разыгранную на удивление плохо. Профессорская дочка (папа доктор биологических наук, интеллигент в очках; хм-хм; где-то мы это уже видели; буквально на пять сек заскакивает из лагеря, откинувшись по амнистии, и тут же уходит, соответственно, на фронт) с капитанским сынком бегут из взятого в блокаду города. Бегут на барже. Баржу отправляет капитан Горелов, который очень четко мотивирует сомневающихся моряков, стоит ли на гнилой посудине отправлять полторы тысячи людей: да у меня сын в числе пассажиров! Нешто я бы родным сыночком рисковал!
Хотя это вообще ни разу не объяснение, мало ли у кого какие отношения в семье, и в итоге-то кончилось все весьма плачевно. Для остальных, я имею в виду.
Ради придания какой-никакой интриги на баржу прямо в лаковом автомобиле и лайковых перчатках заезжает победитель конкурса двойников Сергея Безрукова некто Петручик, капитан НКВД, жуир и бонвиван, отправивший того самого профессора в лагерь. Первоначально может показаться, что он преследует то ли «блатного» сыночка («блатным» его называет грубый, но героический старшина), то ли мажорную дочку, но в итоге окажется совсем уже какая-то ерунда. Строго говоря, никакого мотива у чекиста нет, но он все равно здесь нужен, потом объясню почему.
И параллельно сюжету про катастрофу с баржей развивается совсем другой сюжет про защиту города от наступающих немцев, и эти пять минут боев реально круто сняты. Но это только пять минут. А в остальное время из одной винтовки Мосина с легкостью подбиваются два самолета немцев. Хорошо хоть не одним выстрелом, как в «Т-34».
Чтобы ни у кого не осталось никаких сомнений касательно источника вдохновения режиссера, фильм начинается и заканчивается с рассказа старушки о том, что же случилось в тот злосчастный день 17 сентября 1941 года. А случилось то, что ее молодой человек сперва вел себя немного странно, но затем все было круто, а потом в конце они подружились с другим крутым перцем из НКВД и пожелали друг другу удачи — видимо, в посадке новых профессоров, что ли.
Итак, в сухом остатке: мы не будем вам рассказывать правду о войне, война — это грубо и жестоко, мы просто все будем снимать в рамках широко понимаемого патриотического дискурса, причем внутри этого дискурса можно оперировать любой бессмыслицей, любой пошлятиной, потому что сожрут, никуда не денутся, в противном случае «можем повторить» (они могут!). Поэтому никто даже спрашивать не будет, что имел в виду режиссер, назвавший фильм про гибель 1316 из полутора тысяч человек «Спасти Ленинград», — даже в самом Ленинграде процент смертности был ниже.
Что касается чекистов, да, сотрудников НКВД, других похожих организаций, надо же понять: время было сложное, ответственное, они не без греха, но в целом золотые люди с холодными головами. А как девушкам нравятся!
Ну что ж, несмешная комедия про блокаду уже была, теперь вот сняли любовную драму. Ждем мюзикл!
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции