Этот кот нам не «Чужой»
Если бы культовый фильм Ридли Скотта, такой, какой он есть, без малейших изменений, вышел сегодня, порядочный критик отметил бы в числе недостатков довольно комичную фигурку маленького Чужого и странно убогую компьютерную и робототехнику — это даже не стимпанк, это натуральное издевательство, андроид у них функционирует на нескольких проводах толщиной в мизинец, общение с роботом происходит текстом с клавиатуры. Плюс невозможная затянутость и неправдоподобность сюжета.
Что касается достоинств, тут критик непременно начал бы с атмосферности. «Атмосферность» слово приятное и благородное, очень удобное в употреблении, потому что никто не знает, что конкретно имеется в виду. А прикол в том, что атмосферы в «Чужом» по сюжету нет, они же там на корабле!
Шутки шутками, а фильм грандиозный, и то, что он вышел на экраны сейчас — это подарок для синефилов. И — свидетельство их тотального одиночества, потому что залы пусты. Стайка бородатых хипстеров смакует визуальное пиршество в каждом кадре, балдеет от юной Сигурни Уивер, продвинутая школьница сзади говорит другой, менее продвинутой школьнице: «А теперь не пугайся! Нет, теперь не пугайся!» И они действительно пугаются. Это почему-то приятно. Даже атмосферно.
Но народ не идет. Старье, да еще с субтитрами.
А ведь в момент появления «Чужой» стал кассовым хитом. Расчет создателей (Ридли Скотта в последнюю очередь) был верен — успеть взмыть на волне «Звездных войн». 11 миллионов — даже для 1979 года это были копейки, если мы говорим о фантастическом блокбастере. И больше ста миллионов сборов. И одна из самых долгоживущих франшиз, в которой каждый новый фильм хуже предыдущего.
Дело, впрочем, не в заслуженном прошлом. Дело в том, что фильмов такого класса – с такой актерской игрой, когда компания в кубрике корабля кажется своей, родной, все эти переругивания и подначивания язык не поворачивается назвать «диалогом», а в финальной сцене с Рипли реальное ощущение (даже сейчас), что подглядываешь, с таким визуальным рядом, когда на экране сотворенный темный мир, с удивительно точным саундтреком — фильмов такого класса просто нет. Давно нет. Фильм, который не замышлялся как «взрыв», — просто дали денег молодым многообещающим ребятам, — спустя 40 лет оказывается чуть ли не идеален по кинематографическому мастерству.
Но расчисленные по всем залам в трех разных версиях сеансы «Капитана Марвела» как бы намекают, что кинематографическое мастерство никого не интересует. Публика радостно проглотит и забудет очередной многофигурный комикс с весьма приблизительной актерской игрой, шаблонным сценарием и картонными диалогами. Со спецэффектами весьма сомнительного качества. С модными актерами на хайпе (а вот в «Чужом» не было ни одной звезды). Если будет реальная альтернатива — фильм уровня раннего Ридли Скотта, но снятый в наше время, и фильм «Люди Икс. Темный класс 2» — можно не гадать, кто победит.
Пластмассовый мир.
Зато в «Чужом» есть актуальный и по нашим временам сюжет с котиком.
Если предельно обобщить, в чем суть фильма? Рипли спасает от страшного инопланетного монстра рыжего котика Джонзи, жертвуя ради этого кораблем и остатками экипажа. И это так мило! Сходите посмотрите! Котик просто чудо!
Кстати, скоро на большие экраны выходит еще и «Апокалипсис сегодня». Намек понятен?
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции