Седьмая тайна
А вот осмыслить то, как прожили мы это время, став православными, очень важно. Это ведь взгляд не только назад, но и вперед. И тут гораздо интереснее многих научных трактатов может быть откровение знаменитого старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Была у него четверть века назад проповедь, в которой он дал необычную классификацию нашей истории от Крещения Руси.
«Можно обозначить основные периоды русской религиозной истории от святого князя Владимира до сего дня, - говорил тогда старец. - Их шесть, и седьмой приближается. И как-то само напрашивается сравнение этих семи периодов с семью Святыми Таинствами Церкви».
Семь православных церковных Таинств это – Крещение, Миропомазание, Покаяние, Брак, Елеосвящение, Причащение и Священство. Архимандрит Иоанн так расположил их применительно к русской истории.
Первый период он приравнял к Тайне Святого Крещения.
«Он короток, - говорил старец, - но необычайно знаменателен, вследствие коренного переворота в жизни и сознании народа, вследствие устремления к новой цели. Рождение от воды и Духа. Второй период следует за первым и продолжается до монгольского ига. Он соответствует Тайне Миропомазания. В этот период, когда народ мужает, лечится от остатков язычества, должно было совершиться перерождение каждой отдельной русской души, и на каждую душу нужно было наложить печать Царства Небесного. А Миропомазание как Таинство означает утверждение в вере печатью дара Духа Святаго».
Далее, по словам отца Иоанна, следует третий «монгольский» период, соответствующий Тайне Святого Покаяния. «Было необходимо накопившиеся за время свободы грехи сдунуть с души народа суровым ветром рабства. И этот трудный период направлен на достижение главной цели – очищение духа от всего земного и избрание Царства Небесного».
Четвертый период – от свержения монгольского ига и до царя Петра, по мнению старца, соответствует Тайне Брака. «Душа народная, очищенная страданием, обручается и всецело предается своему Небесному Жениху, - говорил отец Иоанн. - Это время брачного пира – соединения народа с Богом».
Потом был, соответствующий Тайне Елеосвящения, пятый период – от Петра до первой мировой войны, когда «река русской религиозной жизни замедляет свое течение».
А XX век стал, по мнению старца, шестым периодом, который равноценен Тайне Причащения. Это время гонений, «когда мрачный злой дух напрягается, но народ русский причащается и особенно омывается страданием подвига жизни крестной, еще теснее соединяющей его с Христом».
И, наконец, самые важные для нас слова старца. Понять бы теперь, что они – предвидение или надежда? Только у отца Иоанна уже не спросишь, его с нами в земной жизни уже нет. Но в своих пророчествах он никогда не ошибался.
«Даст Господь в седьмой период, - заговорил архимандрит впервые в своей проповеди не о прошлом, а о будущем, - восполнить сосуды веры христианской и Сам освятит русский народ Своею благодатию... И будет соответствовать этот период Святой Тайне Рукоположения. И станет русский народ священным народом, утренней звездой между народами».
Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Москва с размахом отпразднует 1025-летие Крещения Руси
Памятная дата отмечается 28 июля, в столице подготовлены особые торжества и культурные события.
О значении праздника в своем обращении сказал Патриарх Кирилл: «В этом году мы вспоминаем знаменательное событие — 1025-летие Крещения Руси. В далеком десятом веке Русь трудами святого равноапостольного князя Владимира восприняла христианскую веру и культуру, сделав духовный и цивилизационный выбор, определивший вектор исторического развития наших народов. Здание нашей цивилизации не может существовать без евангельского фундамента, на котором оно было возведено» (далее...).
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции