Сердце Ельцина
Сам по себе факт того, что Ельцин потребовал, чтобы операцию делали в России и руководил ею наш хирург, говорит о характере президента. Ельцин отчетливо понимал, какие идеологические козыри получили бы тогдашние «партнеры» России, если бы удалось сосватать президента, как настойчиво предлагалось, в швейцарскую клинику: «Президенту полагается делать операцию на родине». Операцию выполнил хирург Ренат Акчурин, его учитель американский хирург Майкл Дебейки не входил в операционную и стоял у монитора. Дебейки признавался, что если бы ему предстояла операция, он бы доверил ее Акчурину.
Об операции было объявлено заранее. И это тоже не имело прецедентов, что говорит о масштабах перемен, которые произошли в России благодаря Ельцину. Советские лидеры не отличались богатырским здоровьем, однако даже в эпоху печальной гонки «на лафетах» в первой половине 1980-х годов о недугах вождей публике ничего не сообщалось. Ельцин перед операцией открыто заявил, что надеется на поддержку народа.
Больничный президента России был оформлен со всеми юридическими тонкостями, которые соответствовали важности его поста. 6 часов, пока сердце Ельцина было отключено, обязанности главы государства исполнял премьер Черномырдин, которому, в числе прочего, был вручен «ядерный чемоданчик». Ельцина накануне операции больше всего тревожили не медицинские аспекты, а судьбы страны, за которую он был в ответе. По воспоминаниям Дебейки, президент России расспрашивал его, сколько времени продлиться операция, потому что в это время «демократия будет находиться под угрозой».
Сердце Ельцина отказало в один из самых драматичных моментов новейшей истории России. В 1996 году предстояли выборы президента, а рейтинг Ельцина упал до 3%. Политические консультанты составили насыщенную программу, заставив президента мотаться по стране и даже танцевать на сцене вместе с молодежью. 16 июня состоялся первый тур, и Ельцин на 3 процента опередил Зюганова. Между первым и вторым турами Ельцин не появлялся на публике, и только ближний круг знал о его инфаркте. Победу обеспечило то, что шедший третьим генерал Лебедь со своим электоратом перешел в стан союзников Ельцина.
Итоги президентских выборов 1996 года до сих пор оспариваются оппонентами команды Ельцина. Хотя установить правду крайне сложно, надо признать, что самочувствие главы государства является важнейшим политическим фактором и не может рассматриваться как его личное достояние. Рядовой гражданин может равнодушно относиться к своему здоровью, но глава государства такого права лишен, ибо от его самочувствия зависит, в конечном счете, благоденствие всех граждан страны, за которую он в ответе. Выборы 1996 года вполне могли сложиться по спокойному сценарию, если бы президент был здоров и активен. Всего-то надо было убедить этого гордого человека заранее сделать плановую для пожилых людей ангиографию. И очень может быть, не было бы жалоб на ослабление ценимых первым президентом России демократических основ…
Аортокоронарное шунтирование – так называлась операция, которая была сделана президенту Ельцину. После успеха в больницы хлынули пациенты с мольбами о такой помощи. Один из результатов операции, на которую после уговоров пошел президент России, - рост аортокоронарного шунтирования в России в 4 раза. Сейчас таких операций у нас делают 16 тысяч в год. Больше половины – в Москве, А минимальная потребность по всей России – 50 тысяч.
Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции