Главное
Карта событий
Смотреть карту

Пятьдесят поводов уйти с премьеры

Общество
Пятьдесят поводов уйти с премьеры
Фото: Наталья Пьетра «Вечерняя Москва»
После романа «Пятьдесят оттенков серого» я впала в депрессию. Ничего более ужасного в жизни своей не читала. Штампы, однообразность письма (словосочетание «моя внутренняя богиня» повторялось в тексте 58 раз), сюжет — примитивный, герои — поверхностные, эротические сцены — непривлекательные.

Теперь вышла экранизация, которую сняла Сэм Тейлор-Вуд. Ощущение, что все сцены в фильме целиком вырезаны из глянцевого журнала. Миллиардер Кристиан и скромная студентка Анастейша. Потрясающей красоты мужчина ночью играет на черном рояле в роскошной квартире, за окном сияют огни города. Пара в дорогой красной машине мчит по осеннему лесу.

Но за гламурной мишурой скрыт банальный сюжет. Наверное, у режиссера была идея построить историю отношений мужчины и женщины на близкой к безумию страсти, с ее непристойными подробностями и элементами сексуального насилия, которые выдаются за проявления любви, понятные только людям по-особенному «мыслящим и чувствующим». Задумка провалилась. На протяжении всего сеанса мне хотелось встать и уйти. С одной стороны, странно видеть, как мужчина с психопатическим наслаждением неистово хлещет возлюбленную ремнем. С другой стороны, героиня настолько бесхребетна, неумна, неспособна на борьбу, что мне обидно и стыдно за всю женскую половину человечества.

Отношения мужчины и женщины всегда интересны. Вопрос, как это снято. Например, в 1986 году вышла эротическая мелодрама Эдриана Лайна «Девять с половиной недель» с Микки Рурком и Ким Бессингер. Красивая и неоднозначная история любви двух людей, один из которых зашел слишком далеко.

Или живая, яркая страсть, которую запечатлел Бернардо Бертолуччи в своем «Последнем танго в Париже»? Проникновенные сцены, глубокие разговоры, нежная влюбленность и пугающая напором чувственность, пробирающая до дрожи. В 70-х годах прошлого века Бертолуччи изобразил то, до чего так явно не дотягивает Тейлор-Вуд в веке XXI.

Но и в нашем веке есть те, кто умеет добавить пикантности в кино, при этом не испортив его пошлостью. Альфонсо Куарон («И твою маму тоже») и Анн Фонтен («Тайное влечение»). Внезапное взаимное притяжение заставляет героев порой переходить рамки приличия, терять рассудок, бороться с гордыней. Герои переживают и ищут ответы на острые личные вопросы. Мы, зрители, переживаем и задумываемся вместе с ними, что-то понимая и про самих себя.

Больше всего меня пугает то, что огромное количество людей так легко переваривает все оттенки этой серой истории, ее высокие рейтинги.

Посмотрев фильм, прочитав книгу, я так и не поняла: о чем это? Чему мне тут учиться?

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Подкасты