Ближе к жизни, дальше от доллара
Игорь Зимаков / Фото: Игорь Ивандиков, «Вечерняя Москва»

Ближе к жизни, дальше от доллара

Общество
Третий год хедлайнером новостей выступает курсовая стоимость нефти, и неуклонно следующий за ней курс рубль/доллар, рубль/евро. Подумать можно, что страна в едином порыве прильнула к динамикам радиоприемников и экранам телевизоров, с каким-то мазохистским сладострастием наблюдая за процессом собственного долларового обнищания.

Пожалуй, нигде в мире масс-медиа, если только речь не о деловых СМИ, не придают в регулярных выпусках новостей такого большого внимания котировкам нефти и национальной валюты, если только эта валюта вдруг не рушится.

Мне кажется, что при всей действительной важности для нашей экономики мировой нефтяной конъюнктуры, налицо все же перекос, напоминающий наркозависимость. Прежде всего, потому что «долларизация» повседневной жизни подавляющего большинства обычных россиян при такой новостной подаче сильно преувеличена. И, напротив, куда более актуальные для обывателя процессы реальной экономической жизни остаются затуманенными «нефте-долларовой завесой». Тут один вице-премьер недавно посоветовал «поменьше следить за курсом доллара». Его, человека очень богатого (все задекларировано), тут же обсмеяли. Однако небольшая толика здравого смысла в его циничной сентенции все же была.

Так, несмотря на значительную, мягко говоря, девальвацию рубля за последние два года доля россиян, хранящих свои накопления в рублях, практически не изменилась – все те же 52-55 процентов. В долларах «сидят» жалкие 5 процентов, в евро 3 процента. Тут много причин. Отчасти – отсутствие не то что финансовой «ушлости», но и даже подчас элементарной финансовой грамотности. Но еще в большей степени – то, что подавляющая масса сбережений не столь велики, чтобы метаться из рубля в доллар и обратно. При общем объеме банковских вкладов в стране в размере внушительных 21-22 триллиона рублей, средний размер вклада – совсем не выдающиеся 120 тысяч. При такой сумме, что в доллар уходить, что в евро, нервно следя за колебания курса, почти бессмысленно.

Можно предположить, что гораздо более внимательны к курсам те, кто регулярно ездит за границу. Однако таких и до девальвации было не более 3-5 процентов, а сейчас и того меньше. Притом основными туристическим  направлением были Турция да Египет – отнюдь не долларовые страны. Число россиян, вообще имеющих загранпаспорта, не превышает по разным оценкам 15-17 процентов.

То есть, для  большинства куда более актуальными, нежели курс рубля к доллару и евро, могли бы быть новости, к примеру, о реальной цене (и ее росте) потребительской корзины и, в частности, продовольственной ее части. Тут, кстати, при всем падении рубля к твердым валютам, аналогичного ведь роста цен даже близко не случилось, ну, не в два же раза они выросли. Или рост догонит падение? По каким позициям ситуация хуже, а по каким относительно лучше? Было бы интересно узнать. В каких регионах рост цен более заметен, в каких, напротив, более удачно сработало «импортозамещение»? Если так, то почему именно?  Катастрофически не хватает «историй успеха» в телевизоре. Нет, не в передачах «Голос» или КВН, а в реальной экономике. Там есть жизнь, кроме нефти? Наука и изобретательство уже таки совсем умерли или еще где-то теплится жизнь? А если не теплится, то кто именно ее удавил? Фамилии, адреса, явки.

Конечно, это не просто перевод сводок «Блумберга» или других западных новостных агентств с торговых площадок мира. Подчас придется ссориться с сильными мира сего – регионального и федерального масштаба. То есть не просто обличать «кровавый режим»,  а так чтобы по делу и конструктивно. Также в информировании о работе той или иной компании придется научиться улавливать подчас весьма тонкую грань между «заказухой» и объективной подачей. Может, не надо ее бояться, если она честная и объективная, притом положительная? Так чтобы об успехах (или неуспехах) конкретной чем-то действительно интересной фирмы рассказывать не за деньги, а правды ради. Ведь предпринимательство действительно может быть интересным. Пока же мы научились замазывать бренды на экране, чтобы не дай бог не подумали, что это скрытая реклама. Выглядит порой просто смешно. Такое можно видеть разве что на российских экранах. Сильно отдает фарисейством и показывает, что нормального языка информирования на экономические темы за уже почти четверть века рынка мы так до сих пор и не выработали.

Поэтому так подробно рассказывают о курсе не нашей валюты или, скажем, снегопаде в Нью-Йорке. Хотя мне лично интереснее, как там у меня во дворе снег почистили и как мои соотечественники-предприниматели вертятся в непростых «бизнес-климатических» отечественных реалиях.

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции "Вечерней Москвы".

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Google newsGoogle newsGoogle news