«Звездный час» последнего героя
В эпоху, когда Интернет только зарождался, а федеральные каналы выделяли на детское вещание несколько часов ежедневно, он был не просто ведущим. После школы, пока мама с папой на работе, мы видели на экране не родителя, не учителя, не воспитателя, а своего друга.
Детские воспоминания всегда самые сильные, поэтому лично я до сих пор знаю наизусть различные варианты песни в заставке программы «Зов джунглей». Сначала первыми словами были «Утром в субботу спать неохота...».
Позже – когда программа заняла в сетке классическое время – уже «Вечером в среду после обеда...» Супонев пел своим голосом, а потом 25 минут вместе с участниками – маленькими «хищниками» и «травоядными» – разыгрывал кости и бананы.
Не нужно быть экспертом, чтобы понимать: детские передачи делать труднее всего. Это для взрослых можно говорить с экрана пафосные заумные слова, приходить на эфир без искреннего интереса к работе, нести пропагандистскую чушь и совершенно справедливо относиться к зрителю фразой «пипл хавает». С детьми такие номера не пройдут. Они тебя просто не заметят.
Задача усложняется в несколько раз, если ты делаешь не просто развлекательную, но еще и интеллектуальную программу. В «Звездном часе» были умные вопросы с восемью (!) вариантами ответов, составление слов из набора букв вроде «Ц, Ъ, Ё, Л, Д, О, Р» и родители, играющие рядом с подростками. Успех – бешеный. Это заслуга формата или ведущего? Думаю, как минимум 50 на 50. Супонева, как Гагарина, трудно представить без улыбки. Он не учил никого жизни, сам источал энергию 12-летнего подростка и разговаривал на языке тех, с кем общался. И снова была песня, которую повзрослевшие телезрители без труда вспомнят хоть сейчас. Это та, где «Ночь пришла. А ты не спишь, Малыш. Жду я, когда Луна. Тихо взойдет из-за крыш».
Конечно, каждое поколение может, ностальгируя, рассказать, о том, какие программы, какие ведущие и, вообще, какая распрекрасная жизнь была в его детстве. Вот только до Супонева ничего подобного на экране не было хотя бы в силу реалий Центрального телевидения СССР. «Марафон-15» мог появиться только в Перестройку. «До 16 и старше» - тем более. А после гибели ведущего, который к 2001 году занимал должность уже руководителя дирекции детских программ ОРТ, все детское вещание на Первом канале было прикрыто в максимально короткие сроки. По словам многих людей, Супонев не сильно-то радовался высокому бюрократическому посту. Он хотел быть с детьми в «Джунглях», а не в кабинетах с теми, про кого пел: «Сон – для усталых взрослых людей». Единственное, что затащило его в начальники – желание как минимум сохранить детское вещание, как максимум – запускать все новые оригинальные проекты. И ему это удавалось. К сожалению, недолго. В начале двухтысячных Первый канал транслировал огромное количество детских программ. Правда, их названия почти никто не вспомнит: «Семь бед – один ответ», «КОАПП» (между прочим, получившая ТЭФИ), «Царь горы»... В общем, полно их. Но в историю они не вошли. Ведь в 2001-м адвокат нашего детства покинул этот мир. Масштабное возрождение детского ТВ началось уже без Сергея Супонева шесть лет спустя.
Вообще в журналистике очень сложно нравиться всем сразу. Супонев умудрялся нравиться всем. То есть вообще всем. И работникам ТВ, и зрителям-детям, и зрителям-родителям. Он был последним героем в своем небольшом мире под названием детское вещание. Ну, а взрослым он оставил в наследство ту самую программу «Последний герой», аналоги которой существуют в разных странах мира, а русское название придумал лично Супонев. Она вышла на экраны в ноябре 2001 года, за две недели до гибели Сергея Супонева. Разумеется, успех был оглушительным.
Мнение автора колонки может не совпадать с точкой зрения редакции газеты "Вечерняя Москва"
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции