Ностальгия по классике
Борис Войцеховский / Фото: Игорь Ивандиков, «Вечерняя Москва»

Ностальгия по классике

Общество
Вышедший в начале января на российские экраны фильм Дэмьена Шазелла под игривым названием «Ла-Ла Ленд» немедленно наделал много шума. Нельзя отрицать его очевидный успех. Всего за четыре первых дня показа он собрал более 34 миллионов рублей, возглавив рейтинг столичного кинопроката.

Но не только успех в прокате заставляет внимательнее присмотреться к «Ла-Ла Ленду». Как недавно переведенный на русский язык роман писательницы Ханьи Янагихары «Маленькая жизнь», картина Шазелла заставила общество схлестнуться в жарких спорах и бурных обсуждениях, хотя произведения эти и совершенно противоположны друг другу…

32-летний Дэмьен Шазелл не новичок в своем деле. В 2013 году он снял прекраснейшую «Одержимость», собравшую и «Оскары», и «Глобусы», и приз Британской академии, рассказывающую о том, что происходит в голове у музыкантов, маниакально стремящихся к своей мечте.

«Ла-Ла Ленд» — кино на ту же самую тему: с той лишь разницей, что музыкант (актер Райан Гослинг) тут — только один герой. Он подрабатывает в ресторанах и на вечеринках, однако исступленно мечтает о будущем величии.

В пару же ему дана не менее одержимая старлетка (Эмма Стоун), трудящаяся в баре, но мечтающая о славе кинозвезды. Это могло бы стать основой для еще одной лихой психологической драмы, однако Шазелл, словно фокусник, сделал из всего вышесказанного мюзикл. И не прогадал, попав в настроение зрителя. Причин феноменального успеха «Ла-Ла Ленда» множество.

Начать с того, что перекормленный серьезным кинематографом, с одной стороны, и развлекательным трэшем с другой, зритель (независимо от страны проживания) вдруг начал испытывать невероятную ностальгию по жанрам, проверенным временем.

В том числе и по классическим мюзиклам а-ля Боб Фосс, в которых о любой проблеме не кричат, а поют, да еще и хорошими голосами. Прибавить к этому стоит, конечно, еще и «умность» сюжета: ожидаемую слащавость Шазелл подменил на историю о том, что за все в этой жизни приходится платить — в том числе за успех, в том числе любовью. А несчастная любовь, как известно, лучший двигатель любого кинопроизведения, потому как удачнее всего манипулирует слезными железами зрителя.

Ну и не стоит, безусловно, забывать о вечном желании все того же зрителя убежать как можно дальше от вечно досаждающей проблемами реальности к чему-то вечно сияющему и зовущему — как, например, Голливуд времен своего «золотого века». Некогда нас звал туда «Артист» Мишеля Хазанавичюса, совсем недавно нас приглашал туда Вуди Аллен в своей «Светской жизни». Теперь нас манит туда же «Ла-Ла Ленд», параллельно собирая впечатляющую кассу. Все сложилось, все склеилось, все выстрелило!

То, что это не просто «западная тенденция», а тенденция всеобщая, ясно хотя бы по тому, что что-то подобное уже несколько лет происходит и в России. Голливуд, нам, конечно, нипочем — мы сами с усами. Но усы эти давно уже размочены в «Стилягах», «Оттепели», «Таинственной страсти» и в прочих ностальгических кинополотнах.

И, кажется, чем дальше, тем больше все это приобретает масштабные очертания. При этом сопротивляться данной тенденции нет никакого желания. Да и незачем, по правде говоря.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Google newsGoogle newsGoogle news