Мы ищем свое отражение в других
Истинные, рукотворные ценности создает и хранит культура? Да сегодня любой берется писать «настоящие» стихи в уверенности, что знаком если не с настоящей любовью, то с настоящей болью. То, что происходит именно с вами, и есть настоящее, которым можно управлять, пока не наткнешься на архетипы, залежи чужих жизней, культурных и родовых предписаний, подсказок из прошлого. Обреченность, вековая предзаданность — еще один печальный признак настоящего. Не все готовы с этим смириться.
Культ научно-технического прогресса взорвал природу человека, оспорил телесный опыт, предложив бестелесные формы социальности. Интернет, объединяющий миллионы людей, в каком-то смысле насмешка над страстным желанием человека избавиться от ужаса не найти свою половинку и свою группу. Масштаб трагедии только вырос: вчера ты путался, выбирая из троих одноклассников, сегодня ты не можешь сообразить, кто же из четырех миллиардов твой партнер. Объектом манипуляций и подмен становится сама жизнь. Человек уже не хочет проживать одну жизнь, довольствоваться одним брачным партнером, жертвовать собой ради другого, даже ребенка, без гарантии получить что-то взамен. Он мечется в поисках счастья, меняя беговые дорожки, делает пластические операции, чтобы обмануть возраст, призывает в помощь гадалок и экстрасенсов, чтобы наколдовать удачу.
Гедонизм стимулирует выбор суррогатов, которые дают если не удовольствие, то хотя бы временное облегчение. Боязнь страданий, небрежение теневой частью личности, которая все равно есть, порой ставит жизнь на кон. Для очарованных собой людей как гром среди ясного неба произойдут обломы на работе, уходы любимых и собственные болезни. В выбранном ими сценарии жизни не было места раздумьям, сомнениям и сложным разговорам.
Глобализация воссоздает в промышленных масштабах новые образы любви и счастья, а индивидуальность испаряется. Навыки сопротивления информационным эпидемиям, социальным модам, агрессивному маркетингу становятся ключевыми. Одной из реакций становится эскапизм, дауншифтинг, отказ от сложных форм социальности в пользу простых. Чтобы вернуть себе психологическое Я, люди отказываются от социального Я — МЫ.
За поисками суррогатов, новых способов жить и любить скрываются дефицит любви и поддержки. Тут у каждого свои аппетит и вкус. Кому-то достаточно пластмассовой куклы, кому-то мало дюжины подружек. Кому-то нужны тысячи лайков, кто-то вообще не ведет блог. Универсальная человеческая природа позволяет нам приспосабливаться к любым условиям и любить всякого. В основе любви — механизм проекции. Тот, кто встретил любовь в сети и не может оторваться, просто встретился со своей проекцией, своим идеальным Я.
За нелепыми иногда поисками других, друзей и любимых скрывается детская жажда увидеть и понять себя. Мы ищем лучшие свои отражения в других. Я отношусь к этим поискам с интересом, уважением и надеждой.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции