Яд для эгоиста
Сюжет:
Воскресная проповедьВ мире процветающего самолюбия для нас особенно актуально звучат слова Христа о том, что каждый призван быть для других светильником – радостью, неотложной помощью в трудной земной жизни. Господь говорит: «Не прячь свой свет под сосудом или под кроватью» (см. Лк. 8, 16). Он как бы нас предостерегает: не думай, что, если не поделишься своим даром с ближними, тебе самому больше достанется.
По толкованию святых отцов, в данном высказывании «сосудом» названа чрезмерная забота человека о насыщении тела, следование физиологическим потребностям в ущерб запросам своего духа. «Кровать» в этих евангельских словах означает душевную апатию, уныние, нежелание прилагать усилия ради исполнения Христовых заповедей. Таким образом, Господь учит, что в жизни христианина не должно быть места самоугождению и духовной расслабленности. Как пояснял блаженный Феофилакт Болгарский, «никто, занятый попечением о пище и преданный лености, не может быть светильником, светящим своей жизнью для всех».
В жизни каждого православного христианина есть важный момент, когда священник помазывает его освященным миром со словами «печать дара Духа Святого». Так каждый из нас принял Божию благодать, которая согревает и освещает наш путь к вечной жизни. Преподобный Иустин Попович благодатью называл Божию помощь, которая подается Духом Святым христианину за его веру во Христа Спасителя.
Бог желает, чтобы Его благодать сияла в нас все ярче и ярче. Мы, со своей стороны, можем либо мешать ей своими грехами, либо через самоограничение и христианский подвиг давать ей свободу действовать в нас. Говоря о возрастании христианина в добродетелях, святой Николай Кавасила подчеркивает, что речь идет о проявлении в нем принятого в таинстве Миропомазания дара благодати Божией.
Человек, не принявший крещения, а следовательно не получивший этого дара, наделен совестью. Она тоже является даром Божиим, хотя и не столь ярким, как благодать Святого Духа. Тем не менее, совесть говорит человеку о Боге и призывает поступать согласно с Его волей, а не руководствоваться собственным эгоизмом. Голос Святого Духа и голос совести звучат в унисон, с той лишь разницей, что первый звучит громче и более внятно, а другой тише. Но иногда и тихий голос, даже шепот, может помочь сделать правильный выбор в трудной жизненной ситуации.
Та помощь, проявления которой Господь ожидает от нас по отношению к другим, чаще всего связана с ущемлением себя: нам надо потратить свое время, или силы, или деньги. При нынешних темпах жизни даже перевести через дорогу немощную старушку у нас не всегда хватает времени. Сколько человек пробежит мимо, пока кто-то не остановится, возьмет ее под локоть и предложит помощь.
Если человек внимает не евангельским строкам, а модным учениям об эгоистичном счастье, чем ему это грозит? Когда у него все обстоит хорошо, он говорит: «Ваши аргументы замечательны, но мне они не нужны. Мне удобнее жить для себя и малого круга домашних, которых я хочу видеть довольными и счастливыми, ведь это тоже часть моего комфорта. Остальной мир пусть обходится без меня».
Но сколько случаев, когда даже самые близкие люди становятся эгоисту обузой! «Изживший супружеские отношения» муж оставляет жену с детьми, не подумав, как ребенок будет расти без отца. Или жена, забрав детей, уходит к другому мужчине в надежде обрести «женское счастье». А заменит ли детям чужой дядя родного папу? Откуда это начинается? С самого начала супружеских отношений. Молодые люди, заключая супружеский союз, думают только о своем счастье.
Еще в конце прошлого века преподобный Паисий Святогорец (+1994) признавал, что «большинство людей нынче вращаются вокруг себя, думают только о себе самих». Да, таков современный человек. Он в основном думает только о себе и своем комфорте. Эта ситуация опасна тем, что он не чувствует, как погибает, катится в пропасть. Однако наступит пора, и это обязательно почувствуется. Выпитый яд тоже иногда действует не сразу. Так и в духовной жизни большинство наших решений не приносят мгновенного результата, часто они имеют отложенный эффект.
Если человек активно использует дары Божии для устройства своих земных дел и при этом Бога, Подателя этих даров, от себя отстраняет, он по своей воле принимает в свою душу яд каплю за каплей – соединяется с вечной смертью, потихоньку «приспосабливаясь» к ней.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции