Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Неистовый Рудольф

Развлечения
Неистовый Рудольф
17 марта ему исполнилось бы 80... Биография великого танцовщика ХХ века Рудольфа Нуреева (1938-1993), сотканная из противоречивых фактов, «правдивых историй» и невообразимых приключений, с годами всё больше напоминает театральную легенду, уходящую в вечность. Пройдут десятилетия, и его имя станет нарицательным – такова судьба большинства творцов, чьи деяния переживают своих героев.

Жизнь «неистового Рудольфа» – это история любви, любви всепоглощающей и страстной к человеку, театру, свободе, искусству… Но, прежде всего, – к танцу, который в его исполнении не увлекал и тем более не развлекал, а завораживал и покорял.

Путь Нуреева к вершинам мирового балета был скорым – богиня танца Терпсихора благоволила ему, – но розами был усыпан не сразу.

О личной жизни Нуреева написаны Монбланы статей и книг за рубежом, а теперь и у нас, поэтому пропустим годы постижения им основ классического танца сначала в Уфе, а потом в Ленинградском хореографическом училище (ныне – Петербургская академия русского балета), время становления его как артиста на прославленной сцене Кировского (ныне – Мариинского) театра, и наконец решение остаться на Западе, где он снискал мировую славу, исполнив десятки ролей классического и современного репертуара.

Среди них – Альберт в «Жизели», принцы в «Лебедином озере», «Щелкунчике» и «Спящей красавице», Жан де Бриен в «Раймонде», Солор в «Баядерке», Джеймс в «Сильфиде», Ромео, Гамлет, Отелло, Аполлон, Петрушка… Все они – герои больших чувств, бурных страстей и личностной масштабности.

А вот творческому феномену Рудольфа Нуреева внимания уделяется значительно меньше. По сей день тайной остается магия его исполнительского искусства, которое во многом определило ход развития мирового балета и о котором великая Майя Плисецкая сказала: «До Нуреева танцевали по-другому». Кроме того, Нуреев создал определенный исполнительский стиль, многие пытаются ему подражать – пока безуспешно.

Ключ к разгадке этой тайны кроется, на мой взгляд, в сочетании русской школы классического танца и природной пластики танцовщика, в его национальном темпераменте. Сам Нуреев говорил об этом так: «Я не могу точно определить, что значит для меня быть татарином, а не русским, но я в себе ощущаю эту разницу. Наша татарская кровь течет как-то быстрее и готова вскипеть всегда».

Вероятно, отсюда в танце Нуреева – бунтарский дух (Меркуцио в балете «Ромео и Джульетта»), живая трепетная страсть (Арман в балете «Маргарита и Арман»), ураганный темперамент (Базиль в «Дон Кихоте») и мощная энергетика исполнителя, передававшаяся артистам на сцене и зрительному залу.

А еще Нуреева отличали природная музыкальность, сценическое обаяние, дар драматического актера…

Однако танцевальные способности, хорошая школа, отличные физические и внешние данные, виртуозная техника – зависающие прыжки, сумасшедшие вращения – это только часть успеха артиста. Главное – в личности исполнителя, в том, с чем он выходит на сцену, к зрителям. Сегодня в мире много виртуозных танцовщиков, но мало истинных художников. Нуреев танцевал так, словно представал перед лицом вечности.

Непредсказуемо устроена жизнь.

В 1847 году из Парижа в Санкт-Петербург приехал на заработки молодой французский танцовщик Мариус Петипа и остался в России навсегда. Спустя сто с лишнем лет, в 1961 году, молодой советский артист балета Рудольф Нуреев совершил «прыжок к свободе творчества» в парижском аэропорту во время гастролей Кировского театра по Европе.

Первый стал великим хореографом, его балеты разошлись по всему миру, украшая по сей день сцены лучших театров, в честь его заслуг Россия объявила 2018 год годом Мариуса Петипа…

Второй стал знаменитым танцовщиком, прославившись, кстати, в балетах Петипа. Являясь в конце жизни балетным директором Парижской «Гранд-Опера», Нуреев перенес на ее сцену балеты Петипа, в том числе и в собственной редакции…

Неожиданно в голову пришла шальная мысль: а смог ли бы Нуреев реализовать свой танцевальный талант в Советской России?

Думаю, да, хотя и бесперспективное это занятие рассуждать по законам сослагательного наклонения.

Его исполнительская судьба складывалась совсем неплохо: тогдашняя прима Кировского театра Наталья Дудинская взяла его в партнеры, он танцевал с изысканной балериной Аллой Осипенко…

А вот палат каменных Нуреев здесь определенно не нажил бы. И с Эриком Бруном он вряд ли бы встретился… И великая Марго Фонтейн без встречи с Нуреевым ушла бы со сцены Английского балета лет на десять раньше…

Но отставим шальные мысли и вернемся к нашему прославленному юбиляру: 80 лет – не шутка!

Всю творческую жизнь Рудольф Нуреев упорно добирал то, что не успел в послевоенные годы ученичества. Примером сценического аристократизма был для него датский премьер Эрик Брун, который обладал удивительной техникой, харизмой и мгновенно завоевывал расположение любой аудитории.

Трепетный дуэт с Марго Фонтейн открыл Рудольфу путь не только в английскую хореодраму с присущими ей аристократизмом манер и мелодраматизмом сюжета, но и на все балетные сцены Европы. Под музыку Листа «прима» искусно плела «балетные кружева», а ее юный партнер демонстрировал чудеса виртуозной техники и почти «животную страсть» в балете Фредерика Аштона «Маргарита и Арман». Это не лучший балет прославленного английского хореографа, но наиболее известный, поскольку поставлен был в 1963 году для заходящей тогда «звезды» английского балета Марго Фонтейн и Рудольфа Нуреева, продлившего своей молодостью и нечеловеческой энергетикой творческую жизнь великой англичанки.

Балет Аштона «Маргарита и Арман» многие годы не возобновляли по причине отсутствия «достойных приемников».

Такова судьба почти всех спектаклей, поставленных на Нуреева или поставленных хореографом Нуреевым с собой в главной роли.

Великий исполнитель ушел, а легенда осталась и живет, сохраняя его балетам ореол «шедевров». В этом тоже магия удивительного таланта Рудольфа Нуреева.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.