На телефонных спамеров статья найдется
Она назвала меня по имени отчеству и с некоторым даже интимным придыханием спросила, интересуют ли меня очень, даже очень-очень выгодные проценты по денежным вкладам? Увы, сказал я, моя пенсия исключает разговоры на такие темы. Жаль, сказала она уже в иной – холодной – тональности и повесила трубку. Через минуту зазвонил телефон моей жены, это была та же самая Настя с тем же самым предложением...
Звонок Насти я в телефоне пометил как «спам», но увы, кроме Насти мне с упорным постоянством названивают еще и Васи, Пети, Марии Ивановны, Коли и Светланы, регулярно устраивая утомительный перезвон. Со временем я понял, что можно спамить их сколько угодно, но найдутся сотни других энтузиастов, которые никогда не унывают и рассказывают мне кто о невероятных процентах по вкладам, кто о смешных ценах на установку телеприставок, кто о завлекательных поездках в Турцию и Таиланд... Я на них не в обиде, хорошо понимая, что сотрудники далеких кол-центров и сами бы никогда не положили ни рубля на «завлекательные депозиты», но, что поделаешь, работа такая. А в обиде я – на их начальников, которые пытаются поднять доходность своих бизнесов, что называется, не вставая со стула. Они знают, что адресная, в данном случае в виде телефонных звонков, реклама эффективнее пусть красочных, но безадресных баннеров или телероликов.
Эффективнее, но безобиднее ли? По причине нашей всеобщей невысокой юридической грамотности почему-то все уверены, что реклама, доставленная к нашему уху посредством телефонной трубки, – дело пустячное, хотя и не очень приятное. Нет, говорят юристы, все обстоит совершенно иным образом.
Достаточно заглянуть, например, в федеральный закон «О рекламе». Статья 18-я вполне категорична: «Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы». Аналогичный абзац можно найти и в статье 15 закона о персональных данных. Куда уж яснее: прежде чем втюхивать мне завлекательный рассказ о соблазнительных банковских процентах, девушка Настя должна была спросить моего разрешения на подобный разговор. Уверен, если бы я объяснил ей ситуацию, у Насти и у ее начальников желание набирать мой телефонный номер, скорее всего, пропало бы.
Рекламодателям, которые считают (по случаю все той же юридической неграмотности), что дело не стоит выеденного яйца, могу напомнить, что Кодекс об административных нарушениях предусматривает ответственность за нарушение наших законных прав штрафом, размер которого составляет от 1 000 до 2000 рублей для должностных лиц и от 10 000 до 20 000 рублей — для лиц юридических.
Наказание полагается и за несогласованную рассылку СМС. В подтверждение приведу цитату из нашей газеты: «Московская антимонопольная служба оштрафовала микрофинансовую организацию «Саммит» за СМС-спам». С чувством глубокого удовлетворения добавлю, что сумма штрафа составила 100 тысяч рублей. Чтобы не доводить дело до судебных разборок, специалисты советуют сходить к сотовому оператору и написать заявление о том, что вы отказываетесь от рассылки.
И, конечно же, когда вам позвонит Настя или кто-либо из ее коллег, мой вам совет: напомните им про ответственность за нарушение закона о рекламе и закона о персональных данных. И для верности добавьте, что если ситуация повторится, вам придется обратиться в суд. Уверен, подействует!
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции