Юрий Деточкин до Дальнего Востока не доехал
Мы не верим страховым компаниям и не желаем иметь с ними дело. В России на каждого человека приходится менее 1 договора о страховании, в развитых странах – 5-6 договоров.
Я вспомнил о Юрие Деточкине в связи с наводнением на Дальнем Востоке. Десятки тысяч людей лишились крова. Вопрос об ответственности государства с трагической регулярностью встает после каждого стихийного бедствия, но сводится лишь к помощи безотказного МЧС и компенсациям от государства. О страховании даже не вспоминают, потому что ничего ни у кого застраховано не было. Юрий Деточкин до Дальнего Востока не доехал.
Кстати, Россия является по части природных катаклизмов безопасной территорией. В зоне стихийных бедствий у нас проживает лишь 10 процентов населения, и это всего пятая часть наших территорий. Не говоря об Азии, даже в Европе есть страны, где поджилки должны трястись у 80 процентов граждан, а в Исландии, Турции, Румынии все население поголовно должно денно и нощно стучать зубами от страха перед капризами стихии.
Но каждый раз во время стихийного бедствия мы рвем последние жилы. В России не существует никаких законодательных механизмов, которые предусматривают помощь в случае стихийных бедствий. В царской России и в СССР было введено обязательное страхование сельских строений, скота и посевов. Система обязательного страхования от стихийных бедствий принята в десятках стран Европы. В США существует Национальная программа обязательного страхования от наводнений, где тарифы зависят от зоны риска. В 2005 году после урагана «Катрина», самого разрушительного в истории США, по Национальной программе было выплачено 5 миллиардов долларов. При страховании от стихийных бедствий граждане имеют право получать субсидии от государства, которое берет на себя часть ответственности за проживание граждан в зоне риска. Подсчитано, что эти субсидии обходятся казне значительно дешевле, чем прямая компенсация после катаклизмов.
Страхование вовсе не исключает профилактических мер. Библейский Ной был больше готов к Всемирному потопу, чем средний российский губернатор, когда речка выходит из берегов. Умный и рукастый Ной заблаговременно готовился к наводнению, а вот у нас строгость соблюдения строительных норм вызывает большие сомнения. Говорить о профилактических мерах не приходится, что подтвердило наводнение на Дальнем Востоке, а год назад – в Крымске, а три года назад – при пожарах в средней полосе, в двух шагах от Москвы.
Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции