Первый Московский Патриарх
Жизнь и судьба святителя богата на события. Его духовное служение пришлось на времена поворотные в истории Русской церкви. Родом из города Старицы (современная Тверская область) он здесь же, в старицком Богородице-Успенском монастыре, принявший монашеский постриг, в 1571 году стал архимандритом московского Симонова Нового Успенского монастыря. В 1586 году его, после московской Новоспасской обители и службы на посту епископа Коломенского и главы Ростовской архиепископской кафедры, поставили на Московскую митрополию.
Его служение на посту митрополита совпало со стремлением нашей Церкви к полной самостоятельности по отношению к Константинополю, митрополией которого некогда была Киевская митрополия (получившая новое наименование в связи с переносом кафедры из разоренного татаро-монголами Киева в Москву). В 1588 году после переговоров царя Феодора Иоанновича и приехавшим в Москву константинопольским патриархом Иеремией II, последний дал согласие на учреждение в Москве новой патриаршей кафедры. И 26 января 1589 года Иеремия II возглавил хиротонию (рукоположение) митрополита Московского Иова в одноименного патриарха. Это торжественное Богослужение, как и прежде при возведении на Московскую митрополию, состоялось в кремлевском Успенском соборе.
На патриаршем поприще святитель Иов стал созидателемприобретшей новый статус Церкви, продолжив церковную политику одного из своих предшественников – святителя Макария, митрополита Московского. Одним из приоритетных направлений его деятельности стало дело канонизации русских святых. За время его патриаршества были канонизированы блаженный Василий Московский, преподобный Иосиф Волоцкий и установлены церковные памяти многим мученикам церкви. В целом, именно патриарху Иову Россия обязана возобновленным в те годы и ставшим практически непрерывным церковным книгопечатанием (вне Смутного времени).
Патриарх принимал деятельное участие в государственных делах. Способствуя строительству храмов в присоединенных районах Сибири, отправляя туда духовенство и церковную утварь. Главным же направлением в этой деятельности стало, по мнению большинства историков, утверждение кандидатур на царский трон. Он открыто поддерживал кандидатуру Бориса Годунова при выборах на Земском соборе. Патриарх выступил с речью, подчеркивая заслуги Годунова в годы правления Феодора Иоанновича. Вместе с тем, в начале царствования Бориса Феодоровича Иов написал «Повесть о житии царя Феодора Иоанновича», являющуюся похвальным Словом покойному царю.
Приближающаяся Смута заставляла Патриарха действовать достаточно разнообразно. Показателем глубины личности Святителя стало распоряжение об открытии церковных хлебохранилищ во время поразившего в 1601-1603 годах Россию голода.
Тяжелым испытанием для Русского государства стало вторжение войск Лжедмитрия и начавшаяся Смута. Церковь ответила на этот вызов соборным «приговором» (постановлением) о сборе «служилых» людей для борьбы со Смутой; в принятии этого решения участвовал Святейший Иов.
В годы смутного лихолетия, в 1605 году, умер Борис Годунов. Вдовствующий царский престол нуждался в новом царе, которым, вновь при участии Патриарха, стал шестнадцатилетний сын Бориса Феодор: Патриарх с Собором «благословили великого государя царя и великого князя Федора Борисовича… на Московское государство и на все государьства всея Великия Росии».
После захвата Москвы войсками Лжедмитрия патриарх Иов подвергся унижению и изгнанию из столицы на родину, в Старицу. Здесь после освобождения Москвы ему было предложено вернуться обратно, однако Святитель посетил столицу только спустя два года после высылки. Это случилось после просьбы москвичей о прощении. 20 февраля 1607 года святитель Иов и новый патриарх Ермоген в кремлевском Успенском соборе совершили совместное Богослужение. Народ просил у них прощения за признание самозванца.
В 1607 году находящийся на покое в Старице Святейший Иов отошел ко Господу.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции