Крылатый тигр из подвалов
Ибо западноевропейцев этим необычайно жарким летом массированно атаковал не менее непривычный, чем это тропическое лето, хищник. Неуловимый, мелкий, крылатый и к тому же полосатый!..
«Жидкость от гнуса есть?» - спрашиваю на подмосковном рынке смуглую женщину в платке по самые глаза. «Чево? Для комарей, что ли?» - не понимает она. «Не для, а - против… И так, гады, заели!..» - отрезаю я. Но торговка отличается упорством: «Вот я и говорю – для комарей». У меня уже нет сил: «Каких таких «комарей»?». «Которые гнусают.. Дзы-дзы…». «Не «гнусают», а кусают… Какая, к черту, разница! Так есть «для комарей» или нет?» - срываюсь я. «Е-е-есть!» - торжествующе рапортует хозяйка подозрительной палатки с гордой надписью: «Все для дома».
Если бы борьба с летающими кусаками приводила европейцев, как нас, к победе с помощью жидкости «для комарей», у них вслед за обитателями других, более экзотических, регионов не было бы столько неприятных забот, как этим летом. А то после Албании, Греции и Италии двадцать департаментов Франции на днях объявлены правительством Пятой республики «зоной красной тревоги» - то есть, самой высокой степени опасности – из-за …комаров! Впрочем, виной тому не привычные для нас маленькие пищащие кровопийцы, а самый настоящий «аэдес альбопиктус». Под этим ученым названием торжествующе дефилирует в нынешнем жарком сезоне по Европе азиатский «тигровый комар».
Не пугайтесь! Этот кровососущий членистоногий вовсе не дальний родственник кошачьих. Он отнюдь не усатый гигант, как тигр, но – тем не менее – тоже хищник незаурядный. В отличие от своих европейских собратьев этот «неуловимый мститель» охотится не только вечером, ночью или на рассвете, а трудится, как заведенный, в любое время суток. И кусает так, что врачи-эпидемиологи с ума сходят. Ибо «комар-тигр» является переносчиком менингита (вируса Западного Нила), лихорадок денге и чикунгунья и целого ряда других опасных для человека заболеваний, включая желтую лихорадку и энцефалит. Понятно, что при таком вопиющем инфекционном раскладе разнеженным западноевропейцам мало этим летом не показалось!
Черно-белые полоски на ногах, чёрно-белое тело плюс невероятно агрессивный характер и определили научное название насекомого: «альбопиктус» - по-латыни это «комар с белыми пятнами», тогда как «аэдес» - «отвратительный» по-гречески. И, в самом деле, какой-то летающий тигр! Если в прошлом году во Франции были зарегистрированы три с половиной тысячи случаев заражения через укус комара инфекционными тропическими болезнями (причем, только в экзотических заморских департаментах и территориях, прежде всего – на Антильских островах), то этим летом первые жертвы тигро-комариного нашествия появились уже в метрополии.
«В швейцарском кантоне Тичино «тигровый комар» прописался уже с 2003 года, а у нас во Франции впервые его обнаружили год спустя в районе Приморских Альп, - рассказывает Жан-Клод Дезанкло, научный директор Французского института санитарии. – С глобальным потеплением, которое мы наблюдаем за последние годы, среда обитания этого насекомого стремительно расширилась – до севера Франции, Бенелюкса и даже Германии. Да что там: «комар-тигр» уже обнаружен и в Париже!». Результат этого наступления – налицо, точнее – на коже: этим летом двенадцать человек через укусы «тигрового комара» заразились в Монпелье вирусом лихорадки чикунгунья, тропической болезни, о которой в континентальной Франции ранее и понятия не имели. Плюс – четыре человека на Лазурном берегу, которые из-за комаров стали жертвами лихорадки денге, называемой еще «костоломной лихорадкой» или «лихорадкой жирафов»… И, как считают французские специалисты, медики и энтомологи, это только начало. Очень грустное, правда.
Объяснений десанта в Западной Европе этого «двукрылого зверя» много. Одни энтомологи считают, что «тигровый комар» поначалу появился на Балканах и в Италии, куда его личинки импортировали из Юго-Восточной Азии или из Африки во влажных изношенных автомобильных покрышках, предназначенных для переработки. Другие ученые полагают, что опасное насекомое завезли в Евросоюз в их весьма импровизированном багаже африканские нелегальные иммигранты, особенно во Франции грешат почему-то на камерунцев… Так или иначе, но «комар-тигр» уже по-хозяйски расположился в старушке-Европе. Его самцы, как некогда античные боги, питаются нектаром цветов, а вот неуёмные самки, словно вурдалаки, пьют кровь у всех и вся, что дышит и движется. Господи праведный, какая гендерная символика!..
Если учесть, что самка комара откладывает каждые два-три дня до 230 яиц и что передвигается по воздуху это насекомое со скоростью свыше трех километров в час, можно легко представить, какая опасность в перспективе может грозить и нам, россиянам. Одна надежда – на зиму, всегда спасавшую нас от ворогов, на северный, традиционно суровый отечественный климат. Но, если взять в расчет всепланетарное погодное потепление и существенное увеличение осадков в Северной Европе, наблюдаемое в последние годы, от нашего антикомариного оптимизма останется только пшик. Как известно, излюбленная среда размножения маленьких крылатых злодеев – их средний размер: 5-8 миллиметров - водоемы с гнилой, стоячей водой. А в душных московских подвалах (не говоря уже о многочисленных питерских!) и в подмосковных, давно зацветших и затянутых ряской и тиной прудах для «комара-тигра» открываются такие необъятные просторы, о которых в Европе, карманной и чистенькой, алчущие крови насекомые и мечтать пока что не смели.
«Только после пятидесяти лет упорной борьбы в шестидесятых годах удалось победить в Европе малярию, - говорит Венсан Робер, врач-энтомолог из французского Института изучения проблем развития. – А, как эффективно бороться против «тигровых комаров», мы до сих пор не знаем. Использовать инсектициды, как когда-то против разносчиков малярии? Это сегодня запрещено по экологическим причинам… Вот и получается, что комары живут сегодня на всех континентах, кроме Антарктиды. Кроме того, «тигровый комар» стал за последнее время, можно сказать, нашим домашним животным. Он так привык к человеку, что умеет передвигаться вместе с нами в машинах, знает, как пользоваться нашими вещами: способен откладывать яйца в оставленные случайно чашки с водой, детские ванночки, вазы с цветами… Сам по себе «комар-тигр» безопасен, но он без устали кусает так много разных людей и животных, что автоматически делается переносчиком самой страшной заразы».
«Чу́дище о́бло, озо́рно, огро́мно, стозе́вно и ла́яй…» Получается, не «тигровый комар», а какой-то летающий монстр из банального, влажного и захламленного, городского подвала. Да, без нашей отечественной жидкости «для комарей» тут никак не обойтись!.. Сдается мне, что от ее едкого, кисло-горького запаха любой, даже самый коварный, европейский «тигровый комар» способен в мгновение окуклиться или ретироваться в панике в его родные, гнилые тропики.
Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции "Вечерней Москвы".
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции