Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Усилить контроль, но не превращать в концлагерь

Общество
Усилить контроль, но не превращать в концлагерь
Всякий раз после какого-нибудь инцидента в школе, связанного с насилием (а они как-то участились*), у нас звучат предложения о том, чтобы еще больше усилить охрану школьных объектов.

Однако тут важно не перейти грань, за которой школа перестанет быть местом, куда ребенок радостно стремится каждый день с утра, которому он, а также работающим там людям доверяет, а превратится для школьника в аналог дневного тюремного заключения или мини-концлагерь.

Можно в чем-то присмотреться к американскому опыту, где уровень насилия в школах достаточно высок. Что легко представить, поскольку на 310 миллионов населения в Америке находится на руках примерно столько же стволов огнестрельного оружия. Оно часто и стреляет. В том числе в школах и университетских кампусах, где с 2013 года по сей день было зафиксировано 278 инцидентов с использованием огнестрела. Это не значит, конечно, что все эти случаи привели к ранениям или убийствам, однако цифра сама по себе ужасающая.  Хорошо, что Америку нам тут пока не догнать и тем более не перегнать.

Так вот, на протяжении примерно двух последних десятилетий, после серии массовых расстрелов, начиная с убийств в школе «Колумбайн», совершенных  двумя учениками старших классов в апреле 1999 года (убито 13 человек, ранено 37), власти разных штатов стали предпринимать самые разные меры по повышению школьной безопасности. Делалось это именно на местном, штатном уровне, в зависимости от конкретной ситуации и криминальной обстановки. Федеральные власти лишь давали общие рекомендации. Важную роль в этом плане сыграли школьные институты  самоуправления – как на уровне школьных округов (где они выборные), так и на уровне родительских комитетов отдельных школ. При этом в каждом университете – своя автономия и, соответственно, свои правила на сей счет.

В американских школах не стали повсеместно устанавливать рамки металлодетекторов, как предлагают некоторые у нас. Все же это воспринимается тонкой психикой подростка как обыск, как враждебный по отношению к нему акт, как проявление недоверия. Его ответом может стать еще большая агрессивность по отношению к учителям и сверстникам. Металлодетекторы в американских школах есть -  либо стационарные, либо ручные - но лишь в менее чем в 2% начальных школ (с выборочной проверкой), примерно в 8% средних школ и в 9% так называемых high school  («старшая школа», аналог наших старших классов выше 9-го). Речь о статистике в «общественных», по-нашему - государственных школах. И, добавим, - в основном о самых неблагополучных районах. В частные школы отбор куда жестче и «контингент» в целом поспокойнее.

Зато куда чаще встречается теперь в школах США сотрудник полиции. И это никакой не пожилой пенсионер-охранник, бездельничающий у входа и не имеющий четких (уставных) обязанностей и полномочий. Он – именно представитель власти, а не самодур-самоучка из ЧОПа. Полицейские присутствуют в 15% начальных американских школах на постоянной основе, в 37% средних и почти половине «старших школ». В отличие от прежних времен, теперь вход почти во все американские школы (от 88 до 95% в зависимости от старшинства) ограничен – только для «своих». Для нас это уже – пройденный давно этап. Внедрены всевозможные системы мониторинга, камеры внутри помещений есть в 75% публичных школ. Более чем в половине школ введены пропуска с фотографией, что для нас тоже уже не новость. В каждой десятой школе «бэйджи» с фото надо носить постоянно на видном месте. В четверти школ регулярно проводятся обыски с собаками для поиска оружия и наркотиков.  Главное же средство контроля — это именно мониторинг с помощью видеокамер. Ими оборудованы более 90% американских публичных школ на входе.

Такие меры умеренного повышения безопасности, но без фанатизма, дают эффект. Начиная с 2007 года (когда студент из Южной Кореи открыл стрельбу в университете Вирджинии, убив 32 и ранив 25 человек), именно в учебных заведениях Америки массовых расстрелов все же не было. А с 2001 года их не было в школах.

Если же говорить о Европе, то там, как правило, ситуация более спокойная. В Германии или Франции вы нигде не встретите металлодетекторов на входе в школы. Система контроля и проверки более ненавязчивая. Хотя, как правило, взрослым вход в учебные заведения Европы запрещен. И даже малолеток родители забирают не внутри здания, а на улице.  Так что контроль нужен, но еще важнее профилактика. Пресекать насилие надо не тогда, когда оно уже проявилось, а тогда, когда сама мысль о нем еще только зарождается в неокрепшем юношеском мозгу.

* 19 января в военном городке Сосновый Бор под Улан-Удэ (Бурятия) ученик девятого класса Антон Бичивин поджег кабинет с помощью бутылки с воспламеняющейся жидкостью, а затем напал на учащихся седьмого класса с топором. Пострадали шесть учеников 13 лет, а также преподавательница русского языка и литературы, 41-летняя Ирина Раменская

ДРУГИЕ КОЛОНКИ ПО ТЕМЕ

Почему они убивают?

Колонка обозревателя "ВМ" Ольги Маховской

Агрессивное, парное, как в фигурном катании, нападение подростков на школьников в Перми и Улан-Удэ заставило нас волноваться за детей. Не станет ли поножовщина обыденной? Не начался ли в стране кровавый флешмоб, перекличка подростков с криминальными наклонностями, которые на этот раз выбрали ножи?

Боюсь, что да. Помните, как несколько лет назад подростки, взявшись за руки, парами то тут, то там прыгали с многоэтажек?(далее...).

Дети-монстры. Эффект сорной травы

Колонка обозревателя "ВМ" Ольги Кузьминой

Страшная трагедия развернулась 19 января в военном городке Сосновый Бор под Улан-Удэ (Бурятия). В 9:35 (4:35 по московскому времени) ученик девятого класса Антон Бичивин поджег кабинет с помощью бутылки с воспламеняющейся жидкостью, а затем напал на учащихся седьмого класса с топором. Пострадали шесть учеников 13 лет, а также преподавательница русского языка и литературы, 41-летняя Ирина Раменская.

По некоторым данным, подросток заранее планировал свои действия и хотел привлечь двух соучастников, но в данный момент Следственный комитет пришел к выводу, что он действовал в одиночку(далее...).

Топор в портфеле

Колонка обозревателя "ВМ" Геннадия Окорокова

Последние новости и кадры из бурятского поселка Сосновый бор, где ученик местной школы, похоже, решил свести счеты со всем миром, но для начала со сверстниками, - совсем как из США несколько лет назад. (далее..)

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.