Украина на фоне Сирии
Сюжет:
Кризис на УкраинеСобственно, стоявшая перед ними задача была по-своему проще, чем полгода назад. Не надо заново придумывать всю конфигурацию мирного урегулирования в Донбассе. Не надо кардинально менять параметры «Минского процесса». И даже последовательность выполнения довольно подробно прописанных в Минске пунктов договоренностей сильно менять тоже не надо. Надо «просто-напросто» добиться выполнения того, о чем уже вроде бы договорились. Либо да, либо нет. На это «либо да, либо нет» ушло более четырех часов.
Встреча на четверых предварялась двусторонними переговорами. Путин встретился только с Олландом и Меркель. Киев пытался было устроить «разводку» на манер того как готовилась недавняя встреча Путина с Обамой в Нью-Йорке, когда долго обсуждалось, кто кого первым пригласил. Киев заявил, что, дескать с просьбой о встрече с Порошенко первой обратилась Москва. Но Москва в столь «детские» дипломатические игры играть не стала, заявив, что в графике Путина Порошенко как отдельного пункта нет.
В Париж Путин не только не опоздал (прибыв в Елисейский дворец раньше всех), но и прибыл с «багажом». В «багаже» были уже несколько дней интенсивных авиаударов по позициям террористов в Сирии. Также уже успела последовать весьма неоднозначная реакция Запада: мол, русские ВВС в Сирии «не тех атакуют», не ИГИЛ, а так называемую «умеренную оппозицию», хотя там «умеренных» еще днем с огнем поискать. Почти сплошь либо бывшая, либо нынешняя Аль-Каида с вариациями. Тем не менее заявление, подписанное в том числе Меркель и Олландом с протестом против таких ударов тоже появилось накануне парижской встречи. К протестам Запада, а также Турции и Саудовской Аравии против российских авиударов по «не тем» в Сирии пытался присоединиться и президент Порошенко, но это выглядело как-то даже смешно.
Российский и французский президенты пытались сблизить позиции по сирийскому вопросу, который, судя по всему, потеснил в их двусторонней встрече Украину. В ходе этой встречи агентство «Рейтер» назвало выражение их лиц «мрачным», а один из журналистов кремлевского пула – «довольным». Аналогичная беседа Путина с Меркель вообще прошла без всяких комментариев сторон. Как говорится, богатое дебютное начало.
Накануне парижских переговоров Киевом и самопровозглашенными республиками был подписан новый договор об отводе вооружений, создающий буферную зону почти в 30 километров. В ДНР по этому поводу даже завили об окончании войны. Чуть ли не впервые с весны в течение довольно продолжительного времени не было ни одного нарушения режима прекращения огня (важно, что по итогам парижских переговоров Меркель заявила, что этот режим нарушали обе стороны конфликта, а не только «сепаратисты», то есть Киев уже не «белый и пушистый»). Также из Москвы были сделаны сигналы, свидетельствующие, что, возможно, судьба украинской корректировщицы огня Надежды Савченко будет решена не самым жестким образом, и ее могут передать Украине. Все это вселяло надежду на успех парижской встречи, хотя еще пару недель назад ее перспективы выглядели довольно кисло.
В Париже объявили, что отвод вооружений Киевом начнется уже в полночь 3 октября. Оставался неразрешенным главный спорный момент. О политической составляющей «Минского процесса». А именно вопрос о конституционной реформе Украины (с предоставлением большей автономии регионам), вопрос об особом статусе Донбасса и проведении выборов в ДНР и ЛНР. Киев уже назвал их, назначенные на другой день, нежели украинские местные выборы, незаконными. Хотя сам же нарушил «Минские договоренности» в том, что всячески уклонялся от консультаций с представителями ЛНР и ДНР о политической реформе (такие консультации, как и о «модальности» местных выборов в Донбассе, были прописаны в соглашениях). Не была принята Украиной и амнистия участникам вооруженных столкновений, лидеров ЛНР и ДНР в Киеве по-прежнему называют «бандитами». Судя по тону заявлений на эту тему участников переговоров в Париже, вопрос об амнистии поднимался, но компромисса с Киевом найдено не было.
Несмотря на оптимистичные заявления хозяина «площадки» Олланда, что, мол, появились новые подвижки, ясности больше не стало. Вернее, стало ясно, что «подвижки» - это еще не прорыв. Назначенные ЛНР и ДНР на 18 октября выборы «не могут быть проведены», заявили Олланд и Меркель, нужно согласование с Киевом по новым срокам. Собственно, о консультациях на эту тему было написано еще весной, но Киев от них уклонялся. Понудили ли теперь Порошенко к ним в Елисейском дворце? Сам он уехал оттуда без комментариев.
В связи с выборами все же произошла и некоторая корректировка последовательности выполнения пунктов «Минских соглашений»: сначала выборы, включая ЛНР и ДНР, признание этих выборов легитимными всеми, а затем применение закона об особом статусе Донбасса (он вступает в силу со дня проведения согласованных выборов, но во «временном формате», который потом станет постоянным). Представляется, что это вновь станет самым слабым звеном в урегулировании. Нетрудно представить, что Киев будет тянуть с признанием легитимности любых выборов в ЛНР и ДНР, если они пройдут не по продиктованным им правилам, которые будут при этом все время меняться. Даже если сам согласится сначала на определенный формат и сроки их проведения. Чтобы только не вводить в действие закон об особом статусе нелюбимого Донбасса. Сам срок действия «Минских соглашений», возможно, будет продлен и после 31 декабря (прежний дедлайн их выполнения). Собственно, это было ясно еще до Парижа. От России не стали требовать передачи самопровозглашенными республиками контроля за российско-украинской границей (с украинской стороны, разумеется) до выполнения всех «политических пунктов» договоренностей. Хотя такие требования уже звучали, например, со стороны США. Москва все равно не пошла бы на это, что похоронило бы «Минский процесс», а этого «ребеночка», хотя и насквозь больного, все еще хотят выходить.
Что касается Сирии, то она не стала в результате новым конфронтационным фоном отношений Москвы с лидерами Евросоюза в лице Меркель и Олланда. Хотя разногласия остались. И не могли не остаться, поскольку Москва и Запад по-разному смотрят на судьбу режима Башара Асада. Но появились и точки соприкосновения. По словам Олланда, «линия поведения России не изменилась. Она заключается в поддержке Башара Асада», однако «политическое решение является целью, его мы должны найти; мы должны вернуться в женевский формат. Асад и оппозиция должны найти консенсус. Данное политическое решение нужно прорабатывать».
Меркель тоже настроена на конструктив: «Россия, США, европейские страны должны вместе принять политическое решение. Тогда мы сможем опять жить в мире». Ни слова о санкциях против России ни Меркель, ни Олландом сказано не было, новых угроз в адрес Москвы за то, что она, скажем, не надавит на ЛНР и ДНР, тоже не было.
Надо заметить, что Путин уехал из Елисейского дворца, обойдясь без общения с журналистами. Впрочем, во многом за него «говорят» Су-24, Су-25 и Су-34 в Сирии. Современный мир, увы, циничен. Как-то всегда так странно получается, что когда применяешь силу, то тон разговоров с тобой удивительным образом меняется. С угрожающего на, как минимум, деловой. Даже если и холодный.
Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции "Вечерней Москвы".
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции