Главное
Истории
Украшения на окнах

Украшения на окнах

Новогодние витрины

Новогодние витрины

Год змеи

Год змеи

Газировка

Газировка

Книжные клубы

Книжные клубы

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Готика в Москве

Готика в Москве

Таро в России

Таро в России

Хандра

Хандра

Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

В своем праве

Развлечения
Юлиан Семенов (8 октября 1931 — 15 сентября 1993) был создателем особого жанра в советской литературе — интеллектуального детектива. Этот жанр пышно расцвел (и цветет до сих пор) во второй половине девяностых годов. Продолжателями традиций Семенова можно считать не только Александра Проханова и авторов серии издательства «Вече» «Миссия выполнима», но и Виктора Пелевина, Владимира Сорокина и даже Дмитрия Быкова, чей последний роман «Июнь» сделан в стилистике романа Семенова «Бриллианты для диктатуры пролетариата».

Юлиан Семенов прожил не очень долгую, но насыщенную жизнь. По своему происхождению (сын репрессированного большевика) и положению (клан Михалковых) он входил в высший круг советской элиты. Это, а также исключительное трудолюбие, страсть к риску, умение убеждать и добиваться поставленных целей позволило Юлиану Семенову пробить скорлупу неписаных для советских писателей правил, вырваться на оперативный — международный — простор. Здесь его можно сравнить с Евгением Евтушенко, добившимся для себя примерно таких же привилегированных отношений с властью.

Советская элита не была чем-то серым, окостеневшим и однородным. В лучших ее представителях, таких как Юлиан Семенов, неустанно билась мысль, как очеловечить систему, сделать людей свободнее. Героям Юлиана Семенова — журналисту Степанову («Пароль не нужен»), полковнику Костенко («Петровка, 38»), Славину  («ТАСС уполномочен заявить») была чужда амбивалентность характерных литературных героев того времени, они жили, действовали и говорили, как свободные, уверенные в своем праве люди. Таким был (применительно к обстоятельствам) и ставший народным героем Штирлиц-Исаев («Семнадцать мгновений весны»).

Удивительно, но в произведениях Юлиана Семенова 1960–1980-х годов фрагментарно содержалась продуманная концепция, как реформировать социализм: допустить частную собственность в сфере услуг, ослабить ограничения на выезд за границу, модернизировать легкую и пищевую промышленность, решив тем самым проблемы с джинсами, жевательной резинкой, кока-колой и пластинками популярных рок-групп, и только потом, по мере превращения «человека социалистического» в «человека экономического» (как это произошло в Китае), приступить к формированию ответственного и уравновешенного «человека политического». В иные моменты Юлиан Семенов, должно быть, ощущал себя кем-то вроде Штирлица, работающего на тот будущий свободный и процветающий СССР, который он видел в своих мечтах.

В советское время романы Семёнова вносили разнообразие в монотонную жизнь, оживляя её вымышленными событиями из жизни разведчиков, контрразведчиков, сыщиков и спецагентов В советское время романы Семёнова вносили разнообразие в монотонную жизнь, оживляя её вымышленными событиями из жизни разведчиков, контрразведчиков, сыщиков и спецагентов / Агентство «Фото ИТАР-ТАСС»

Бешеная работоспособность, ошеломительные по советским понятиям заработки, всенародная популярность сериалов, бесконечные поездки по миру, интервью с запретными, вроде Отто Скорцени, людьми, а главное, раскованность и внутренняя свобода вызывали дикую зависть у коллег-писателей. Юлиана Семенова объявляли то штатным сотрудником КГБ (завербованного и «отмазанного» после трагического происшествия на охоте), то масоном, то шпионом.

За два года жизни после СССР Юлиан Семенов сумел организовать процветающий холдинг — газету «Совершенно секретно», журнал «Детектив и политика», книжное издательство «ДЭМ». У него было много планов и идей. Будучи отважным, рисковым и уверенным в собственной безопасности человеком (всенародная слава, миллионные тиражи, кто посмеет!), он с головой ушел в журналистские расследования. Особый интерес у Юлиана Семенова вызывали «золото партии» и технология мгновенного возникновения баснословных состояний новой российской элиты.

Слухи о преждевременной смерти талантливого, яркого писателя, навсегда «прописавшегося» образом Штирлица в народной памяти, до сих пор ходят самые разные.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.