«Макдоналдс» — это съедобные джинсы и калорийный рок-н-ролл

Общество
31 января 1990 года в Москве на Пушкинской площади открылся первый в России ресторан «Макдоналдс».

В тот день он обслужил более 30 тысяч посетителей, установив мировой рекорд стартового рабочего дня в истории ресторанного бизнеса.

Многие москвичи помнят, как несколько месяцев на Пушкинской площади скручивались длинные, как удав, многочасовые очереди. Посещение «Макдоналдса» было сродни проникновению в другую цивилизацию, поскольку заграничного опыта у наших соотечественников еще не было. «Макдоналдс» казался таким же важным символом западной жизни, как джинсы, рок-музыка, иномарки и Голливуд. И это было долгожданное счастье — с нами не только Levi's, но теперь еще и Биг-Мак! Потом выяснилось, что счастье обманчивое, но это потом…

У меня сводит скулы от разговоров о том, что фаст-фуд — вредная еда. Избитая, скучная, очевидная тема. К тому же разве в других ресторанах — обязательно полезная? Должен быть широкий выбор — в книгах, одежде, кино, а также в еде. Лично для меня опыт «Макдоналдса» важен другим, и в России, где работает уже 300 этих ресторанов, он до сих пор не освоен, хотя является стратегически важным.

«Макдоналдс» — это удивительная по адресной точности и экономической эффективности инновация. Наверняка это самая калорийная в мире инновация. Создатели сети в 1940–1950-х годах придумали новый способ обслуживания для американцев, которые спешили делать деньги, а потом спешили их потратить. Никаких ложек и вилок, даже тарелок, никаких официанток, стандартный набор продуктов. Даже поваров нет, у каждого работника, как на конвейере, одна функция. И, боже упаси, никаких деликатесов, жалко тратить время и деньги. Наполеон, который требовал, чтобы обед длился не дольше 20 минут, наверняка стал бы поклонником «Макдоналдс».

«Макдоналдс» — это съедобные джинсы и калорийный рок-н-роллЗакрытый по техническим причинам ресторан «Макдоналдс» на Большой Бронной (Пушкинская площадь) / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

Инновация, еще и в создании огромной, на всю Америку, а потом и на весь мир сети ресторанов с единым стандартом обслуживания и приготовления пищи. Рестораны фаст-фуда сыграли важную роль в глобализации, в экспорте американских ценностей и образа жизни. Пусть «Макдоналдс» — это невкусно и вредно, но это могучая мягкая сила. Лично я, оказавшись в экзотической стране и не желая рисковать здоровьем, бесстрашно иду в «Макдоналдс». Хотя в Москве — никогда.

Империю «Макдоналдса» построил бизнесмен Рой Крок. Необычная для России фигура. Ему было 52 года, предпенсионный возраст, артрит и диабет, вырезали желчный пузырь и часть щитовидной железы. Он ходил в вечных банкротах, но продолжал верить в будущее и, поскольку ни один банк не давал даже жалкого кредита, заложил свой дом. После покупки лицензии Рой Крок прожил еще 30 лет и заработал 600 миллионов.

Навязчивая история американского успеха? Вкусная еда в «Макдоналдсе» или не вкусная, рецепт успешного бизнеса был бы для нас самым важным.

Без гамбургера вполне можно прожить, но без прибыли — никак. Я думаю, не надо делать из еды фетиш. Еда — как соус к другим жизненным ценностям. В конце концов, Билл Клинтон и Дональд Трамп любят обедать в «Макдоналдсе». Хотя их ждут в заведениях иного уровня…

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Google newsGoogle newsGoogle news