Зачем школе нужны старшие и ведущие учителя
Проект постановления о введении этих новых должностей опубликовало Министерство просвещения РФ. И сразу возникают как минимум два вопроса: чем будут заниматься эти люди и зачем они в принципе нужны?
Сегодня система карьерного роста педагогов расположена, по сути, в горизонтали: от учителя — к учителю первой категории, а затем высшей. Это как-то отражается на зарплате педагога, но не на его функционале — как преподавал предмет, так и продолжает. Некоторым, конечно, со временем удается стать завучем или директором школы, но их единицы, и это все же административный рост. А ведь педагог — тоже человек, и у него могут быть свои профессиональные амбиции. Вот поэтому для них и создают вертикальный карьерный рост, чтобы стимулировать молодых и инициативных, а более опытным дать иной статус.
В постановлении, например, написано, что старший учитель будет проектировать и координировать участие других педагогов в разработке образовательных программ, учитывающих особенности учеников, методически сопровождать работу школьных педагогов. На ведущего учителя возложена работа по интеграции профессиональной деятельности других педагогов, к коим относятся не только учителя, но и психологи, дефектологи, социальные педагоги. Но главное — наставничество.
По сути, это нововведение призвано наладить связи между старшим поколением педагогов и теми, кто сегодня приходит в школу после вузов. У одних есть огромный опыт. Преимущество других — они свободнее принимают новые технологии, которые внедряются в учебных заведениях.
Еще несколько лет назад, когда в школах началось «омоложение» педагогического состава, родительская общественность, склонная драматизировать многие вещи, подняла шум: из школы уходят те, кто обладает глубокими знаниями предмета, кто умеет найти подход к детям. Чему научит подростка молодежь? И возразить было сложно: все так. Но давайте признаем: процесс этот неизбежен. И многие предприятия, если не смогли вовремя обеспечить преемственность кадров, оказались в плачевном состоянии. А школа — это тоже своего рода предприятие.
И в ней необходимо возрождать институт наставничества, чтобы наработанные предыдущими поколениями опыт и методики не ушли вместе с учителем на пенсию, а были востребованы. Ведь тому, что знают специалисты высокого класса, не учат ни в вузах, ни в институтах повышения квалификации. Так что от нововведения, уверена, выиграют не только учителя, но и дети.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции