- Выключить коронавирус

Главная страница ВМ

Собянин рассказал о новом этапе снятия ограничений

Роспотребнадзор: Москва готова ко второму этапу отмены ограничений

Коронавирус: главные события и цифры за сутки на утро 27 мая

Не откладывай мечту: застройщики пошли навстречу москвичам, нуждающимся в жилье

Цискаридзе предрек катастрофу театральному искусству в России

#БУДЬДОМА онлайн-линия психологической помощи

Тесты на наличие антител к COVID-19 бесплатно будут проводить 30 поликлиник

Гнев и недовольство: эксперты по мимике объяснили жест Путина с ручкой

Финансист рассказал, как накопить и куда вложить деньги в кризис

Подмосковный фермер рассказал, как правильно выбирать клубнику

Лучший повар Москвы рассказал, как определить прожарку мяса по ладони

Названы группы риска, которые первыми нужно вакцинировать от COVID-19

«Не готовы к созерцанию молодого тела»: Онищенко о медсестре в бикини

Высшее образование. Советский опыт мы учли

Едва ли не каждый день приносит новости, которые дают повод всем желающим сокрушаться по поводу молодого поколения россиян — от его морального облика до уровня образования.

Впрочем, за последнее достается не только самой молодежи, но и куда более взрослым и высокопоставленным людям, отвечающим за данную сферу на государственном, так сказать, уровне.

Споры об образовании хороши тем, что тема эта неисчерпаемая и бесконечная. А уж в отечественном случае остроту и сложность дискуссии можно умножать на три: слишком уж сложные идейно-политические темы увязаны тут в один узел. 

Доминирующая — вернее, наиболее громко звучащая — точка зрения хорошо известна. Она сводится к тому, что современная российская система образования способствует деградации (как интеллектуальной, так и моральной) новых поколений, что грозит катастрофическими последствиями для страны в будущем. Стоит признать, что значительная часть содержательной критики нашего среднего и высшего образования звучит вполне убедительно — и про переход от преподавания системных знаний к фрагментарным, и про несуразицы в образовательных программах, и про недостатки системы ЕГЭ, и про многое-многое другое.

Однако я решила выступить в роли адвоката дьявола и задать вопрос: ну и что?

Ровно тридцать лет назад начался обратный отсчет для СССР.

Среди безоговорочных и широко признаваемых достоинств советского проекта почти всегда особо выделяют систему образования. Систему, которую вполне заслуженно считают одной из лучших (если не самой лучшей) из когда-либо существовавших. Систему, благодаря которой советское общество нередко называли (и называют до сих пор) самым образованным в мире.

Однако с учетом событий тридцатилетней давности хочется задать тот же вопрос: ну и что? Рациональное, системное, светское образование, которым было охвачено почти все население СССР, ничуть не помешало «самой образованной и интеллектуально развитой стране» тогда — тридцать лет назад — помешаться на абсурдных, не выдерживающих ни малейшей рациональной критики идеях.

У государства есть прямой интерес находить, поддерживать и продвигать одаренных детей в любой сфере — от балета до астрофизики / Светлана Колоскова, «Вечерняя Москва»

У государства есть прямой интерес находить, поддерживать и продвигать одаренных детей в любой сфере — от балета до астрофизики

ФОТО: Светлана Колоскова, «Вечерняя Москва»

Кашпировский, МММ, циркониевые браслеты, тоталитарные секты, шарлатаны и мошенники всех мастей молниеносно захватили умы людей, в которых государство много десятилетий последовательно вкладывало идею системного знания. И это мы еще не говорим о том, как легко советскому народу заморочили голову политическими идеями, результатом которых стал крах государственности.

И вот теперь те же самые люди недовольны тем, как учат их детей и внуков. При том, что они сами являются живым примером того, что государству просто нет смысла вкладываться в продвинутую систему образования для всех.

У государства есть прямой интерес находить, поддерживать и продвигать одаренных детей в любой сфере — от балета до астрофизики. Регулярные российские успехи на международных научных олимпиадах дают понять, что эта система успешно работает и дает отличные результаты.

У государства есть прямой интерес делать ставку на целеустремленных и работоспособных детей и подростков. Кстати, нынешняя система образования — как среднего, так и высшего — дает отличный шанс именно им.

Что касается остальных, то тут уж как получится.

Российское государство сделало выводы из провального советского опыта: «тянуть за уши» все общество — нецелесообразно. Это просто не окупается. 

Новости СМИ2

Коронавирус

в Москве

67458 +5839 (за сутки)

Выздоровели

171443 +2140 (за сутки)

Выявлено

2183 +73 (за сутки)

Умерли

Екатерина Рощина

Оставьте сирень городу

Алексей Коренев, финансист

Стоит ли покупать валюту

Михаил Бударагин

Россия — родина индейцев

Ольга Кузьмина  

Чего вы хотите от телевидения

Олег Сыров

Готовим дома: как зажарить личинку

Митрополит Калужский и Боровский Климент

Когда чувствуешь себя оставленным

Игорь Воеводин

Плюй на всех и набивай утробу

Идущие по следу Создателя: совершенный мир нуждается в постоянном совершенствовании

Аттестат без ЕГЭ

Информация в оболочке. Ученые считают, что благодаря вирусам зародилась жизнь

27 мая – День библиотекаря и борьбы с рассеянным склерозом