ср 18 сентября 11:05
Связаться с редакцией:
Вечерка ТВ
- Город

Главная страница ВМ

Митрополит Калужский и Боровский Климент

Игорь Ивандиков, "Вечерняя Москва"

Восхождение на Елеон

Сорок дней разделяют два евангельских события — Воскресение из мертвых Господа Иисуса Христа и Его Вознесение на небо. Оба события спасительны и непостижимы.

Но одно из них совершается в полной тайне даже от ближайших учеников Христа, а другое — в присутствии большого числа Его учеников и последователей.

В Евангелии нет ничего незначительного. Во время Вознесения Господня на Елеонской горе были апостолы и Пресвятая Богородица. Вероятно, там стояли и жены-мироносицы, которые служили Христу при Его земной жизни. Почему Господь возносится на виду у этих людей?

Целью воплощения Бога Слова было воссоединение человека и его Творца. Для завершения дела нашего спасения после воскресения Богочеловеку Христу нужно было вознести воспринятую Им человеческую природу к престолу Бога Отца. В каноне Вознесению это выражено в поэтической форме: «На рамо (на плечи) заблудшее взяв естество, вознесся, Богу и Отцу привел еси».

Но если бы Христос вознесся тайно, это заронило бы семена сомнения в сердца Его учеников. Апостолы от этого могли пошатнуться в вере, предположить, что все явления Христа после Его Воскресения им всего лишь привиделись. Господь в течение сорока дней открывал им важнейшие тайны Царствия Божия (см. Деян. 1, 3). В день Вознесения Христос сказал апостолам, что уходит к Отцу, но пошлет им от Отца Иного Утешителя. Это обещание о ниспослании Святого Духа было непонятно ученикам, пока Святой Дух Сам не сошел на них в день Пятидесятницы.

Святитель Григорий Богослов пояснял, что Ветхий Завет проповедовал нам Отца и не с такой ясностью Сына, Новый Завет говорит нам о Сыне и прикровенно — о Святом Духе. Ныне же, в христианскую эпоху, Дух Святой дарует нам явственное о Себе познание. Апостол Иоанн Богослов писал христианам: «Вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас, но само то помазание Духа Святого научит вас всему» (см. 1 Ин. 2, 27).

Святой Дух — это Ипостасное Животворящее Начало. В Нем христиане соединяются со Христом и едины между собой. Все, что совершает церковь Христова, созидается Святым Духом. Им после Крещения мы получаем печать дара Духа Святого в таинстве Миропомазания, сочетаясь через это с Церковью. Им прилагаются Святые Дары в таинстве Евхаристии, и верующие причащаются Тела и Крови Христа. Без благодати Святого Духа мы лишены подлинной жизни в земной жизни и в вечности.

Спасение человека — единое действие всей Святой Троицы, в котором каждая Ипостась проявляет себя по-своему. Мы обретаем жизнь вечную благоволением Отца, благодатной помощью Святого Духа и всем, что сделал Сын, находясь в нашем мире от своего вочеловечения до вознесения.

Молебен Святой Елизавете перед началом VII Международного научно-общественного форума «Елисаветинское наследие сегодня. Продолжение традиций милосердия и благотворительности» / Пелагия Замятина, "Вечерняя Москва"

Молебен Святой Елизавете перед началом VII Международного научно-общественного форума «Елисаветинское наследие сегодня. Продолжение традиций милосердия и благотворительности»

ФОТО: Пелагия Замятина, "Вечерняя Москва"

По мысли святителя Григория Паламы, Воскресение Христово принадлежит всем, а Вознесение — только святым. Все без исключения люди будут вновь восстановлены, возрождены, независимо от того, какой образ жизни они вели. Воскресение — это дар каждому человеку: праведному и неправедному. А вознесение — соединение с Богом, т.е. обожение — ожидает только святых. Это состояние недоступно тем, кто не обрел залог единства со Христом в своей земной жизни.

Для людей, которые пребывали во зле и нераскаянности, вознесение в Царство Божие, приближение к Богу будет еще большим мучением, чем пребывание вне Его — в аду. Потому Господь не допустил на Елеон видеть Его Вознесение озлобившихся фарисеев и книжников. Их уже ничто не могло убедить, что Христос — истинный Бог. Они отвергли даже явное тому свидетельство, когда по повелению Спасителя ожил покойник, который лежал в гробу четвертый день и уже подвергся тлению, а значит не был в глубоком обмороке или летаргическом сне. Узнав о воскрешении Лазаря, первосвященники не только не перестали желать смерти Христа, но договорились убить и Лазаря, из-за которого многие уверовали в Спасителя (см. Ин. 12, 10—11).

Иудейской элите было ненавистно все, что подтверждало Божественную сущность Иисуса Христа. Если бы Господь вознесся при них, они бы только сильнее озлобились и ожесточились. Господь по своей милости больше не являл им своих чудес. Он оставил их собственной воле и умствованию. То же самое происходит в вечности и с людьми, упорно отвергавшими Бога в своей земной жизни.

После Вознесения Христа апостолы вернулись в Иерусалим «с великою радостью» (Лк. 24, 52). Почему их не печалило то, что Господь больше не будет доступен для непосредственного общения? Ведь когда мы расстаемся с дорогим человеком, даже в надежде на скорую встречу, нас, как правило, гнетет чувство тоски, утраты. Что так радовало апостолов после Вознесения? Господь сказал им: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20). Христос всегда невидимым образом соприсутствует своим верным ученикам и последователям. Впервые апостолы познали это опытно на Елеонской горе, испытав великую радость.

Отчего же современные христиане не живут этой же радостью, не ощущают действие благодати Святого Духа? Направленность исключительно к достижению земных целей делает человека невосприимчивым к духовной радости. Перед Всемирным потопом Бог сказал, что не может Его Дух пребывать в людях, ибо они полностью стали плотью (см. Быт. 6, 3). То же самое верно и в отношении нынешних людей. Если они силы и время посвящают преимущественно земным, а не духовным вещам, если «связаны плотскими сластьми и похотьми», как о том говорится в молитве на Литургии, то для них Святой Дух неощутим.

Как же научиться приближаться к Христу, чтобы в свое время быть способными вознестись с Ним в Духе Святом к престолу Божию? Надо чаще задумываться о том, что нас ждет после смерти, отслеживать, на что мы тратим время своей жизни, и спешить переключиться на молитву, на исполнение Христовых заповедей. Нас задели «за живое», а мы не ответим злом. Придет желание оскорбить — возьмем себя в руки и сдержимся ради заповеди Христа. Пересилим себя и поможем там, где не раз проходили мимо. Надо стараться ловить себя на таких, казалось бы, мелочах, и оставаться верными Христу в самом малом.

Не стоит искать ситуаций, где можно совершить яркий подвиг ради Христа. Надо именно в мелочах, в каждый миг быть духовно бдительными, стремиться поступать по Евангелию, а не по своим хотениям. Начинать же следует с привычки спрашивать себя: «Что сейчас хочет от меня Господь?» Намереваясь совершить поступок или пошутить над ближним, спросить себя: «А мне будет приятно, если со мной так поступят или услышу такое слово, сказанное в мой адрес?» Постоянно действуя так и понуждая себя на добро и отвергая зло, благодатью Святого Духа мы сможем приблизиться к Вознесению. Один есть путь в вечность — это искоренять в своем сердце зло и восходить со Христом на Елеон нашего вознесения.

Новости СМИ2

Алена Прокина

У столицы нет плохой погоды

Ирина Алкснис

Как Москва стала центром притяжения для туристов

Руслан Карманов

Зачем «Зениту» Кокорин

Виктория Федотова

Чиновницу собрались уволить за исполнение мечты всех женщин?

Игорь Воеводин

Горбачев и демократия. У них не сложилось

Анатолий Сидоров 

«Мозги утекают»? Что за глупости

Митрополит Калужский и Боровский Климент

Ложь и оправдание