Прощай, немытая Россия! Здравствуйте, стилисты!
В общем, к 2021 году решено упразднить 23 рабочих специальности и 9 рабочих профессий. Это коснется тысяч учебных заведений, в том числе и в Москве. Казалось бы, да и пес с ними! К чему нам лишний раз горбатиться — посидим в офисах на крутящихся креслах. Однако…
Однако суть в том, что данным начинанием доблестный Минпрос решил не облегчить бремя налогоплательщиков, на деньги коих учили никому не нужных валяльщиков и крутильщиц (для тех, кто молод: в СССР были целые заводы с соответствующими названиями: «Красная крутильщица», «Красный валяльщик»), а просто в чисто русской бюрократической манере переименовать неблагозвучные старые названия, заменив их новыми, дышащими духом времени.
Например, штукатуров и мастеров переименуют в мастеров декоративных работ, парикмахеров — в стилистов и так далее. Говорят, даже программы обучения поменяют. И я в это охотно верю: в самом деле, стилист ведь отстригает волосы ножницами с помощью принципиально иной схемы движений, быть может, даже задействует во время стрижки совсем другие мышечные группы, нежели просто парикмахер или, не побоюсь этого слова, брадобрей!.. Ну а если серьезно, бюрократы правы. И бюрократы при этом в своем репертуаре, ведь если заменить в программах обучения слово «парикмахер» на слово «стилист», а также добавить пару слов о решениях последнего съезда партии… э-э, простите… пару слов о потребностях среднего класса в условиях общества постмодерна, то, разумеется, придется все программы переписывать. А что это значит? Это и значит написание новых программ! То есть никто никого не обманывает!.. Но и смысла во всем этом нет.
Понятно, что бюрократия всеми силами стремится сохранить завоеванные позиции, для чего активно мимикрирует и ни в коем случае не сокращает ставки, а просто переквалифицирует старых преподавателей марксизма-ленинизма в политологов, а гусляров — в операторов струнных инструментов или, того хлеще, в специалистов по теории струн. Но ведь фактом остается и то, что мир стремительно и необратимо меняется, и скоро сам человек биологический станет тормозом для прогресса, ибо нельзя же менять мобильные телефоны каждый день, а прогресс когда-нибудь сможет их усовершенствовать именно с такой скоростью. А потом и быстрее.
Так что же делать? Отказываться от старой модели человека!.. Впрочем, это тема для отдельной футурологической беседы, а для данного временного отрезка предложу следующий вариант, уже, кстати, опробованный в цивилизованных странах.
Суть стратегии современной подготовки специалистов в том, чтобы не мимикрировать под современность, а становиться ею! Возьмем Германию, например. Этот локомотив Европы. Так там не стремятся дать всем высшее образование. А зачем? Просиживать крутящееся кресло в офисе, заполняя формуляры, можно вообще без «вышки». Что же касаемо многочисленных рабочих специальностей, для которых высшее образование также без надобности и которые никогда (ну, или в ближайшие пару сотен лет) не будут заменены роботами, то и здесь путь проторен. Самых высококвалифицированных спецов надо готовить на базе своего человеческого материала, а на простые работы привлекать людей из простого мира — гастарбайтеров... Причем высококвалифицированных рабочих учат не за партами (теория практики не заменяет), а непосредственно на рабочих местах. Без всякого Минпроса… Так уж устроен современный мир! И если мы хотим быть, а не казаться, если мы хотим не выглядеть цивилизованными (бумажными стараниями министерств и ведомств), а ими стать, нам нужно перенимать опыт тех, кто оную современность просто сделал.
И если не начинать это делать в Москве, где крупнейшие вузы и огромное количество людей, то не понятно, где вообще начинать. Отменить старое в столице, а там и на окраинах оно отомрет — метод этот испробован, он работает. Прощаться с немытой Россией лучше всего в Москве, а ведь прощаться давно пора.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции