- Город

Главная страница ВМ

Синоптики рассказали москвичам о погоде на предстоящей неделе

Сбежавший из Уханя рассказал об эпидемии коронавируса

«Аэрофлот» извинился перед хозяином погибших кошек

Как живет столичная доставщица эмоций

Пригожин отреагировал на идею «оживить» Гурченко

Новые лица правительства России: коротко о вице-премьерах

Синдром «ждули»: почему женщины выбирают в мужья заключенных

В словах Водонаевой нашли признаки уголовного преступления

«Он почти не изменился»: одноклассник рассказал, каким был Мишустин

Елизавета II отобрала у Маркл подаренное на свадьбу кольцо

Станут ли россияне жить лучше после отмены комиссии за ЖКУ

Будет ли зима в Москве: Росгидромет сделал окончательный прогноз

Протоиерей объяснил, сколько святая вода сохраняет свои свойства

Названы отличия симптомов коронавируса от гриппа и простуды

Митрополит Калужский и Боровский Климент

Ценность семейной жизни

Первая семья была создана в раю. Рассказ об этом начинается со слов Творца: «Нехорошо человеку быть одному» (Быт. 2, 18). Что же человек обретает в семейной жизни?

В современном состоянии человечество далеко от райского единства Адама и Евы. Отпавшие от Бога люди разобщены. Как пишет святитель Василий Великий, соединить раздробленное на тысячи частей человеческое естество в единое целое и возглавить его смог только воплотившийся Бог Иисус Христос. С тех пор единение каждого человека с другими людьми и с Господом достигается в Церкви Христовой, а также в семье, которая именуется малой Церковью.

Достижение единства во Христе со всеми людьми — постепенный длительный процесс, требующий духовного подвига человека и содействия благодати Божией. Первым шагом на пути к этой цели может служить единство между супругами. Это начальная ступень. Затем надо стремиться достичь единения с детьми, родителями, братьями, сестрами и другими близкими, друзьями, знакомыми, постепенно все далее отодвигая границу между своими и чужими, пока внутри нее не окажется все человечество.

Если человек избирает иноческую жизнь, он перескакивает начальную ступень. Монахи пытаются сначала достичь единения внутри своего братства, а потом и с остальными людьми. Святитель Василий Великий в свое время организовал монастырь и хвалил его за то, что видел в нем именно такое единство братии, где каждый действовал не для собственного удовольствия, а для блага всей общины. Так что иноки идут к тому же единству, только иным путем. И нельзя однозначно утверждать, что их путь легче или сложнее, чем у семейных людей.

Христианам, которые живут в семьях, сначала следует выстроить евангельские отношения со своими близкими. Как говорится, любить все человечество легко, а вот жену или мужа — весьма проблематично. Судебные заседатели и юристы не понаслышке знают, что наиболее крупные ссоры и громкие скандалы бывают в ходе разводов, раздела жилплощади и имущества именно между прежде самыми близкими людьми.

Отчего же так происходит? С посторонними людьми нам, как правило, делить особо нечего. А в семье гораздо больше точек соприкосновения и совместных дел, в которых при разных взглядах супругов на тот или иной вопрос неминуемы конфликты. Но в том и ценен путь семейной жизни, что он дает возможность находить общую платформу и сообща решать возникающие вопросы, достигать внутреннего единства. В семье человек учится считаться с другим мнением, уступать, принимать другую точку зрения — смирять свое «я» (эго).

Икона "Иисус Христос и Ангелы"

ФОТО: Икона "Иисус Христос и Ангелы"

Стремясь к Христу, супруги призваны находить консенсус в спорных вопросах. Ни у кого из них нет права на подавление личности другого или на безапелляционность суждений. Желая блага своей семье, муж и жена должны одинаково отказываться от эгоизма и стараться трезво оценивать ситуацию, рассмотреть разные варианты, совместно обсудить достоинства и недостатки каждого, выбрать то, что действительно будет полезно всем, а не настаивать на своем во что бы то ни стало.

Пусть это идеальная модель разрешения семейных конфликтов, которая в жизни встречается редко. Но речь идет о духе и идеалах Евангелия, к которым надо стремиться всем христианам.

Можно смириться с недостатками ближних, научиться как-то их терпеть, худо-бедно жить с ними, но апостол Павел говорит об ином уровне отношений — о том, что надо носить бремена друг друга (см. Гал. 6, 2). Вместе с тем надо двигаться к тому, чтобы каждый освобождался от бремени своих страстей, а не размышлял в себе: «Вот таким я уродился. Значит, неси мои бремена, как апостол сказал».

Человек сотворен для единения с Богом в евангельской любви (см. Ин. 14, 23). Обрести эту любовь помогает семья, если постоянно на практике следовать Христовым заповедям по отношению к самым близким людям. Пример такой семьи мы видим в жизни святых благоверных князей Петра и Февронии, которых Церковь молитвенно прославляет в это воскресенье.

Мнение автора колонки может не совпадать с точкой зрения редакции «Вечерней Москвы».

Новости СМИ2

Виктория Федотова

«Аэрофлот», не тренируйся больше на кошках

Алиса Янина

Маньяки и бордель: как знакомиться в интернете

Георгий Бовт

Россия vs Белоруссия: маленькая «нефтяная война»

Сергей Хвостик

Кокорин в «Сочи»: финита ля КОКОмедия

Дмитрий Журавлев, политолог

Для них Россия всегда плохая

Митрополит Калужский и Боровский Климент 

Исполнение желаний. Как человеку обрести то, что ему необходимо

Антон Крылов

Спасибо новому министру культуры за незабываемое шоу

Новый Ноев ковчег. Ученые МГУ разрабатывают уникальный проект

Если одерживать легкую победу, прогресса не добиться

Нужно уметь рассуждать

Школьники открыли астероид