Мечта о Царстве Божием
Слушая Господа, один человек мечтательно вздохнул: «Блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!» (Лк. 14:15). Мы часто думаем: «Хорошо бы взять себя в руки, совершать добрые дела, молиться каждый день, меньше обижаться на окружающих, завидовать. Да не получается. И рад бы в рай, да грехи не пускают».
Что же ответил Иисус Христос на слова того человека? Спаситель рассказал притчу о званных на пир (см. Лк. 14:16–24). Суть ее заключается в том, что двери Царства Небесного распахнуты для всех. Там находится наш истинный дом, там мы желанны. Но попадают в рай только люди, которые не ставят земные попечения выше всего остального (см. Мф. 22:4–5), а откликаются на приглашение Небесного Царя прийти на брачный пир. Казалось бы, времени жизни для покаяния и исправления предостаточно. Пока ты дышишь, действуй, двигайся вперед! Что же? Зачастую человек тратит драгоценные минуты, дни, годы впустую. Он заботится о тленных благах, «собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк. 12:21).
Если спросить: «Что мне мешает регулярно читать хотя бы небольшое молитвенное правило?», то окажется, что главные препятствия — лень и саможаление. Пораньше встать, сходить на службу или дома почитать правило — это работа над собой, немалое усилие. Чтобы не напрягаться, человек начинает оправдываться срочностью дел. «Мне нужно было обязательно сходить к врачу, а теперь на молитву нет сил», «Сейчас у меня стажировка, потом получение диплома по второй специальности. Сначала устроюсь в жизни, а потом подумаю и о душе».
Мечта о рае и блаженной вечной жизни есть у многих. «Это слово говорится обыкновенно каждым, — излагает святитель Игнатий Брянчанинов наставление святого Исаака Сирского. По словам преподобного, все высказывания о любви к Богу без приложения усилий — пустые речи. Пока душа не исцелится от страстей, не возродится в здравие Духом, то человеку невозможно пожелать чего-либо «вышеестественного».
Господь словно обращается к тем, кто не сочетает со словами о спасении подвига собственной жизни: «Лицемеры! …Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Мф. 15:7–9).
Необходимо пытаться хотя бы понемногу приучать себя к добру. В христианстве нет списка, выполнив пункты которого, можно рассчитывать на спасение. Человек должен непрестанно возрастать в вере, уподобляться Богу. Мера, к которой мы должны стремиться: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). Насколько каждый из нас продвинется на этом пути, другой вопрос.
Предела совершенству нет, как нет и границ исполнению заповедей. На первый взгляд человеку кажется: «Я верен жене (или мужу), а значит, я не прелюбодействую», а Спаситель расширяет смысл заповеди: «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5:28). На примере этого евангельского фрагмента видно, что человек призван бороться не только с греховными поступками, но и словами, мыслями. Заповеди помогают нам оторвать внимание от мирских дел и устремиться к духовному. Непрестанное совершенствование заключено в каждом Божественном повелении. Например, «Блаженны нищие духом, ибо их Царство Небесное», — разве возможно исполнить этот завет полностью?
Бывает, что человек печалится: «Если всего я не смогу выполнить, то к чему усилия? Это бессмысленно». Многие попались на такую вражескую уловку, перестали прикладывать усилия в духовной жизни.
Необходимо постоянно искать золотую середину между удовлетворенностью собой и унынием. Спаситель говорит, что людям спастись не под силу, «Богу же все возможно» (Мф. 19:26). Потому необходимо трудиться и уповать на милосердие Божие.
В минуту, когда хочется оставить труд по борьбе со страстями и окунуться в греховную жизнь, надо вспомнить: все, что с нами происходит сейчас, имеет значение для вечности. Как говорил священномученик Онуфрий (Гагалюк), «крайне легкомысленны… те, кто проводит земную жизнь в пустых и греховных наслаждениях… горько восплачут они в жизни будущей». Но тот, кто не мечтает о Царстве Божием, а стремится в Него изо всех сил, терпит испытания временной жизни, тот и достигает спасения (см. Мк. 13:13).
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции