Средний класс — это миф
Тревога, тревога, тревога! Ведь считается, что средний класс — это опора государства. Сила, олицетворяющая здоровый консерватизм. Успешные, состоявшиеся, материально независимые люди, которым есть что терять. Чем больше их, тем выше устойчивость к социальным бурям. В свое время даже ставилась задача довести численность среднего класса до половины населения. А тут — какие-то жалкие крохи.
Только какова цена этих цифр? Исследование «Вышки» — далеко не первое и наверняка не последнее. И результаты никогда не совпадают. В 2015 году, по оценке западных экспертов, к среднему классу относились лишь 4,1 процента россиян. Значит, налицо прогресс? Не торопитесь. Всемирный банк говорил и о 12 процентах, и о 9,5 процента, наши отечественные исследователи называли цифры от 7 до 13 процентов. При этом сами граждане смотрят в будущее с куда большим оптимизмом: однажды к «золотой середине» причислили себя 86 процентов (!) опрошенных.
В советское время «средних» не могло быть по определению: все жили более-менее одинаково. Для признания «жизнь удалась» хватало квартиры, дачи, автомобиля. Понятие среднего класса вошло в нашу жизнь вместе с демократией. Ученые люди объясняли: он неизбежно появится после разделения на богатых и бедных. Только прошло уже тридцать лет, а ребеночек так и не родился. И вовсе не из-за экономической нестабильности. Просто само представление о среднем классе достаточно надуманно.
Вот вы можете назвать его четкие границы? Обычно сразу говорят о доходах человека. Это сколько — двадцать тысяч рублей в месяц или двести? Если брать доходы выше среднего, то в средний класс можно одновременно записывать руководителей госучреждений и элитных путан, бизнесменов и вымогателей. Да и вообще, говорить о доходах бессмысленно, пока не покончено с серой экономикой. Вторым важным критерием называют достойное качество жизни: доступ к платным образованию и медицине, путешествия, авто. Но ведь у нас все перемешано: учиться и лечиться можно как за денежку, так и бесплатно. А семь дней на море считаются путешествием? Или курица не птица, Турция не заграница? А старенькая чешская машинка свидетельствует о принадлежности к золотой середине?
Порой в средний класс зачисляют владельцев собственного бизнеса. Но ведь их доходы часто уступают зарплатам высококвалифицированных наемных работников. В Европе сейчас заговорили, что главный критерий — не доходы, а имущество. Между тем дача, к примеру — это неизбежные дополнительные расходы. В США к низшему сегменту среднего класса относят таксистов. Можно это как-то экстраполировать на наши реалии?
Очевидно, что какого-то одного критерия не существует. А если учитывать сразу несколько, то вообще получается мешанина из самых разных, порой бесконечно далеких друг от друга социальных элементов. Никакого представления о реальной структуре общества она не дает. Боюсь, мы так и не дождемся рождения неведомого среднего класса. Просто потому, что это всего лишь миф, который очень удобно использовать в политической полемике.
Мнение автора колонки может не совпадать с точкой зрения редакции «Вечерней Москвы»
ДРУГОЕ МНЕНИЕ
Георгий Бовт: Средний класс, которого нет
Настоящий средний класс в России составляет всего 7 процентов населения, то есть немногим более 10 миллионов человек. К такому выводу пришли авторы доклада Высшей школы экономики «Российский средний класс в фокусе разных теоретических подходов: границы, состав и специфика». К «расширенному» среднему классу отнесли около 38 процентов населения России. При этом реальные доходы значительной части этой группы снижались последние пять лет. И как нам теперь быть с этим знанием? (далее...)
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции