Кому адресованы слова патриарха Кирилла
«Поставление самого себя в центр жизни и есть либеральная идея. А если «я» в центре — что выше меня? В каком-то смысле это греховная идея, потому что поставление в центр жизни самого себя — это и есть отпадение от Бога. В центре жизни должен быть Бог», — сказал патриарх.
Кому адресованы эти слова и почему заявление прозвучало именно сейчас?
С одной стороны, патриарх Кирилл не произнес ничего сенсационного: в РПЦ, конечно, есть разные течения (одно из них принято именовать «либеральным», хотя к либерализму оно не имеет отношения), но позиция церкви по ключевым вопросам остается неизменной. Критика современной цивилизации с ее взглядами совершенно нормальна для тех, кто вечное ставит превыше земного. РПЦ последовательно выступает против абортов, не в восторге от потакания всевозможным меньшинствам, продолжает отстаивать традиционные ценности. Все так.
Но дело еще и в том, что церковь в России (здесь мы отличаемся от католиков и протестантов довольно сильно) является для государства системной идеологической основой. Это не означает, что каждый российский чиновник обязан бить поклоны три раза на дню, никакого принуждения в этом смысле не было, нет и не будет, однако, несмотря на то, что формально церковь отделена от государства, на более глубинном уровне именно консервативная позиция РПЦ обеспечивает России право на собственное мировоззрение.
Это право — очень редкая вещь, часть государственного суверенитета. Россия, США, Китай, некоторые страны Европы могут позволить себе самостоятельность. А, скажем, Канада или Мексика, Норвегия или Польша — нет. Проводите гей-парады, живите счастливо, лишнего не думайте. Не положено.
Приход к власти Дональда Трампа, очевидно, не помог американским консерваторам утвердиться на мировой арене. Там по-прежнему задают тон либералы. Они определяют идеологию ведущих стран Европы, они правят бал в Голливуде, они настаивают на том, что во главе угла должно стоять то самое «я», которое и критиковал патриарх Кирилл. Иные точки зрения не запрещены, конечно, но загнаны в подполье и являются сегодня на Западе маргинальными.
Либерализм насаживается вполне тоталитарно, отступления от генеральной линии не приветствуются, но люди, обычные, живые люди, которые и в России, и в Китае, и на Западе не слишком заморачиваются идеями, а просто ходят на работу, женятся и разводятся, растят детей и платят налоги, любой тоталитаризм все равно воспринимают с известной долей скепсиса. Да, пропаганда сейчас способна на многое: если десять лет писать о том, что «страшный Путин хочет захватить Эстонию» (даром она нам не нужна, конечно), рано или поздно в это начинают верить. Но агрессивная политкорректность и воинствующий мультикультурализм начинают людям надоедать.
«Либеральная идея устарела. Она вступила в противоречие с интересами подавляющего большинства населения», — заявил не так давно в интервью газете Financial Times Владимир Путин, и его слова вызвали понятную реакцию на Западе: Да как он смеет! Покусился на святое!
Выступление патриарха Кирилла — ответ критикам Путина: святое у нас есть, и оно — в другом. Так что адресована критика либерализма не российским адептам этой идеи (им-то и патриарх — не указ, и сам черт — не брат) и не нашим консерваторам (они и так с РПЦ согласны), а тем колеблющимся, кто размышляет сегодня о том, можно ли быть современным, сохранив в себе уважения к тем ценностям, которые проповедуют православие и другие традиционные религии.
Можно.
Мнение автора колонки может не совпадать с точкой зрения редакции «Вечерней Москвы»
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции