Золотое правило Лицея
Этот правитель — так уж вышло — в памяти потомков остался фигурой, словно бы выступающей из тени. Александр Второй, Освободитель, проведший знаменитую крестьянскую реформу, куда более известен. И даже война с Наполеоном — это в народной памяти все-таки больше Кутузов да Денис Давыдов, спасибо русской литературе, умеющей воспевать мудрых военачальников и лихих гусар, но плохо справляющейся с объяснением того, как именно влияет на успех главный человек в стране.
Война 1812 года не могла быть выиграна без Александра Первого, такова историческая правда, но речь не только об этом. Именно Александр проложил путь реформам 1860-х (и крестьянской, и земской, и остальным — неслучайно рядом с императором стоял Михаил Сперанский, проведший титаническую работу для того, чтобы реформы были претворены в жизнь), его трудами и ошибками был обеспечен расцвет Российской империи во второй половине позапрошлого века. И создание Царскосельского лицея — такая наука, которую всем нам до сих пор еще учить и учить.
Петр Первый отправлял отпрысков из знатных семей в Голландию и немецкие города, Екатерина Великая воспитывала подданных в логике просвещенного фаворитизма: оба этих пути создавали слишком много рисков. И для элиты, и для страны. Александр попытался реализовать — причем последовательно и системно — одну из главных своих идей: Россия слишком велика, чтобы можно было воспитание лучших осуществлять как штурм крепости. Лучшие на то и лучшие, чтобы, во-первых, они умели держаться друг за друга, во-вторых, чувствовали ответственность за страну и, наконец, в-третьих, были внутренне свободны от любой догматики. Это кажется неосуществимым, но вот Пушкин, юный бунтарь, который, повзрослев, начинает изучать историю Пугачевского бунта, бессмысленного и беспощадного — чтобы объяснить русскому читателю всю опасность революционного пути (эта мысль есть уже в «Капитанской дочке», но ведь Пушкин не собирался на короткой повести останавливаться).
Вот «питомец мод» Александр Горчаков, еще один воспитанник Лицея, ставший главой внешнеполитического ведомства. Вот Федор Матюшкин, полярный исследователь… Список длинный. Здесь и писатель Михаил Салтыков-Щедрин, и социолог Николай Данилевский, один из основателей цивилизационного подхода в истории, и государственный деятель Дмитрий Замятнин, который был идеологом важнейшей судебной реформы 1860-х. Лицей, к сожалению, пал под революционным натиском новых времен: 29 мая 1918 года постановлением Совета Народных Комиссаров он был закрыт, а здание занял Пролетарский политехникум.
Несколько поколений лицеистов было объединено главным — творческой любовью к Отечеству, не за страх, а за совесть. И ответ на вопрос о том, какой должна быть российская элита, со времен основания Лицея неизменен: воспитанной и обученной не следовать алгоритмам, а чувствовать — для начала, прекрасное, а затем уже — ответственность за судьбу страны. Одно без другого плохо получается, доказано.
ЦИФРА
29 выпускников вышли из стен Царскосельского лиция в 1817 году: одним из них был Александр Пушкин
ЦИТАТА
Алексей Илличевский (1798-1837) поэт, выпускник лицея :
— Благодаря Богу у нас царствует свобода, а свобода дело золотое. Летом досуг проводим на прогулках, зимою в чтении книг, с начальниками обходимся без страха, шутим с ними.
Мнение автора колонки может не совпадать с точкой зрения редакции «Вечерней Москвы»
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции