Вода в Венеции, беда в России
Что ж, упрек не лишен оснований. Вот только сильно отдает лицемерием. Правда в том, что такова человеческая природа. Мы частенько ближе к сердцу принимаем беды далеких нам людей и мест, чем трагедии рядом с нами. И нет, это вовсе не российская особенность. Полгода назад весь мир с ужасом наблюдал, как горел собор Парижской Богоматери.
Летом организации, занимающиеся сбором средств на восстановление святыни, поделились своей статистикой. Так, 90 процентов пожертвований в фонд «Друзья Нотр-Дама» поступили из США. Его президент, объясняя цифры, прямо сказал:
— Американцы очень щедры к Нотр-Даму, и памятник очень любят в Америке.
Россияне тоже поучаствовали в процессе, хотя и не столь масштабно. И, кстати, далеко не все из них были олигархами.
Да что там Нотр-Дам… Почти семьдесят миллионов рублей в 2014 году было собрано «Русфондом» на лечение Жанны Фриске. И вот тут уж можно точно не сомневаться, что основную массу пожертвований обеспечили рядовые граждане — без многомиллионных счетов, роскошных яхт и замков в Британии. Очевидно, в столь впечатляющем результате сыграла роль известность Жанны во всей стране. Именно это заставило дрогнуть сердца огромного количества людей. Но одновременно мы все знаем случаи, когда неделями и месяцами собираются какие-то десятки тысяч рублей, чтобы помочь больному ребенку. Мы проникаемся проблемами совершенно незнакомых или знакомых нам виртуально людей (а то и животных) на другом конце географии — и проходим мимо человека, нуждающегося в нашей помощи, который находится на расстоянии вытянутой руки.
Тут некого обличать и обвинять. Это все равно что жаловаться на мороз зимой или жару летом. Таким вот странноватым и местами даже обидным образом работает человеческое сопереживание. Просто стоит себе, да и окружающим (в том числе Леониду Михельсону и всем его коллегам по финансовому олимпу) регулярно напоминать, что зачастую в нашей помощи больше нуждаются те, кто с нами рядом. Да и деятельная поддержка их будет куда эффективнее, чем стремление спасти мир в целом. А вот судить и тем более осуждать чужие благотворительные пожертвования — не очень продуктивно.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции «Вечерней Москвы»
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции