Подворотни не для икон
В соответствии с канонами нашей Церкви лики святых должны изображаться в соответствующих, специально предназначенных для этого местах.
Такой тщательный выбор связан с тем, чтобы изображения эти не подверглись какому-либо осквернению. Не только злоумышленным действиям вандалов, но также и в нечистых местах, из каких-то бьющихся, стирающихся или разрушающихся предметов. Как мы видели, иконы нарисованы на штукатурке, отслаивающейся краске на таких стенах, которые действительно могут быть осквернены. Рядом с иконами иные граффити, содержание которых отнюдь не религиозное и не христианское.
В связи с этим уместно напомнить правила Священных Соборов, где, в частности, сказано следующее: «Подобно изображению честного и животворящего Креста, полагать во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях, честные и святые иконы, написанные красками и сделанные из мозаики и из другого пригодного к этому вещества, иконы Господа и Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа, непорочные Владычицы нашея Святыя Богородицы, также и честных ангелов и всех святых и преподобных мужей». Также в 73-м правиле Трулльского собора указано: «Поелику животворящий крест явил нам спасение: то подобает нам всякое тщание употребляти, да будет воздаваема подобающая честь тому, чрез что мы спасены от древняго грехопадения. Посему и мыслию, и словом, и чувством поклонение ему принося, повелеваем: изображения креста, начертываемыя некоторыми на земли, совсем изглаждати, дабы знамение победы нашея не было оскорбляемо попиранием ходящих. И так отныне начертывающих на земли изображение креста повелеваем отлучати».
Правила, по которым живет наша Русская православная церковь, не предполагают отношения к изображениям святых как к рекламному плакату или граффити. Поэтому сам по себе проект «После иконы» ничего общего с Церковью или с церковным искусством не имеет. Всему свое место.
Что касается сотрудников коммунальных компаний, то они действуют в соответствии с законом и удаляют со стен неподобающие изображения, закрашивая их. И тут не стоит искать следов какого-то глумления или ненадлежащего отношения.
Православная церковь всегда открыта для художников. Христианское искусство является тем корнем, от которого и пошло изобразительное искусство в целом. Я сам по первому образованию художник и имею представление о творчестве. Но когда художники декларируют мещанские ценности антихристианского направления, мы вынуждены четко и ясно выразить свою отрицательную позицию. Но мы открыты тем, кто действительно хочет пройти путем осознания, понимания, приближения к высокому идеалу, который проповедуется Церковью уже две тысячи лет, а не пытается внести смуту или создать себе рекламу. Как пример.
В Третьяковской галерее есть картина «Явление Христа народу». Она занимает подобающее место, и если бы ее кто-то покусился закрасить, то я бы первый вышел на защиту этого прекрасного образца христианской живописи.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции «Вечерней Москвы»
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции