- Город

Главная страница ВМ

Сергей Собянин выслушал просьбы жителей

Друзья стритрейсера, сбившего троих человек, рассказали о нем подробности

Сценарий реинтеграции Донбасса согласовали на Украине

Синоптики подсчитали вероятность снега на Новый год в Москве

Время творить чудеса: в Москве собрали «Корзину доброты»

Стало известно, сколько историк Соколов пробудет в центре психиатрии Сербского

Спасти еду, чтобы спасти людей

Стала известна стоимость билетов в парк «Остров мечты»

Заслуженный преподаватель МГУ умер после отравления «Кротом»

Названо условие, которое поможет реализовать закон о единой зарплате учителей

Пилотам, посадившим борт с Путиным, вручили пирог от шеф-повара Кремля

Назван главный цвет 2020 года

Алла Пугачева: У меня никогда не было нормальной семьи

Врачи перечислили опасные для кишечника продукты

Александр Петров впервые опубликовал фото с новой возлюбленной

Георгий Бовт

ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА

Как попасть в Азовское море

Главы МИД Эстонии, Литвы, Швеции и Украины обратились к России с призывом обеспечить беспрепятственный доступ судов в украинские порты в Азовском море. Заявление сделано после того, как Москва передала Киеву корабли, задержанные около года назад в Керченском проливе. Члены экипажей уже вернулись домой в результате обмена пленными между двумя странами.

Казалось бы, после возвращения моряков и кораблей инцидент исчерпан (если не считать требование Киева вернуть унитазы). Ан нет. И это уже не первая попытка интернационализировать конфликтную ситуацию вокруг Азовского моря. Дело при этом осложняется его неурегулированным статусом. Согласованной границы по акватории Азова не существует. А международное морское право в отношении судоходства по нему не вполне применимо. Поэтому, кстати, предпринятая Киевом еще в 2016 году попытка подать на Москву в Международный трибунал в Гааге, апеллируя к Конвенции ООН по морскому праву, оказалась неуспешной. Впрочем, уже в этом году трибунал постановил вернуть суда и моряков (что Россия формально выполнила). Но это несколько другой вопрос — не о границах.

Судоходство по Азову регулируется на основе российско-украинского договора 2003 года, по которому море признано внутренним водоемом двух стран. Тогда было зафиксировано намерение определить границу, но оно так и не было реализовано. И Россия, и Украина в настоящий момент руководствуются своими законами, имея в том числе право временно закрывать отдельные районы для судоходства. Спорные случаи должны решаться путем переговоров, которые в нынешней ситуации невозможны. Что касается Керченского пролива, то после присоединения Крыма Москва считает его находящимся в российской юрисдикции, чего Украина не признает. Отсюда — конфликт в ноябре 2018 года.

К тому же Россия, а ранее СССР, ратифицируя Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года, к которой любит апеллировать Украина, сделала ряд оговорок. Например, наша страна не принимает процедур и толкований, относящихся к определению морских границ, споров, касающихся военных действий и действий правоохранительных органов, по отношению к использованию суверенных прав или юрисдикции. Именно поэтому украинские моряки и были обвинены в нарушении российской границы. В частности, речь шла о вторжении в 12-мильную морскую зону, а это вопрос суверенных прав и юрисдикций. В то же время СССР, а затем и Россия специально уточнили, что как раз признают правомочность Международного трибунала, предусмотренную в статье 292, в вопросах, связанных с немедленным освобождением задержанных судов и экипажей. Именно поэтому решение трибунала в части освобождения судов и моряков и было выполнено. Хотя и не «немедленно».

Четыре страны обратились к России с призывом  обеспечить беспрепятственный доступ судов в украинские порты в Азовском море / ВМС ВС Украины / Facebook

Четыре страны обратились к России с призывом обеспечить беспрепятственный доступ судов в украинские порты в Азовском море

ФОТО: ВМС ВС Украины / Facebook

Ранее Киев оценил свой ущерб от периодического закрытия Керченского пролива и блокирования портов Бердянск и Мариуполь в 40 миллионов долларов. Были даже попытки  принять закон, позволяющий расширить контролируемую Киевом территорию на 12 морских миль. А прежний президент Порошенко дал указание в одностороннем порядке провести морскую границу с Россией. Однако, поскольку такая решимость не была подтверждена военной силой, дело ничем не закончилось. Весь боевой состав ВМС Украины на сегодняшний день представлен одним боевым кораблем и 15 катерами. Тогда как, по данным иностранных источников, Россия располагает только в Азовском море 10 боевыми кораблями и 40 патрульными катерами.

Киев ранее еще пытался призывать НАТО усилить военное присутствие в Черном море. Однако на усиление такого присутствия за счет стран, не являющихся причерноморскими, накладывает уже ограничения Конвенция Монтрё 1936 года.

В то же время вопрос о «свободе судоходства» в силу многих исторических причин является для Европы весьма и весьма чувствительным. Поэтому он периодически и поднимается. От Москвы и дальше будут требовать обеспечить «безусловное и беспрепятственное прохождение всех украинских судов через Керченский пролив» — как раз под Крымским мостом. По факту договор 2003 года по Азовскому морю будет «интернационализирован», то есть будут попытки де-факто внести в него изменения третьими странами. Однако воевать за выполнение этих требований и даже ужесточать санкции против России Запад не станет. И это тоже все понимают.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции «Вечерней Москвы»

Новости СМИ2

 Александр Хохлов 

Мир, война или стена

Алиса Янина

Раймонд Паулс и навязчивые русские

Камран Гасанов

Владимир Зеленский — человек посередине

Борис Клин

РПЦ и закон о домашнем насилии: что с ним не так

Ирина Алкснис

Мочить террористов в сортире. 20 лет спустя

Анатолий Горняк

Несмешной анекдот про судей

Антон Крылов

«Воинственные русские»: китайцы правы

Митрополит Калужский и Боровский Климент 

Есть ли старцы сегодня?

Кто прав, кто виноват. Хороший юрист не должен давать волю эмоциям

Быстрее всех вырастила микрорастение из пробирки

Пройдя путем героя, начинаешь больше ценить прошлое

Беззаботное счастье царской семьи