Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Не жалей денег на Батьку

В мире
Более половины (57,6 процента) жителей Белоруссии считают союзнические отношения с Россией наиболее приемлемыми для страны, об этом свидетельствуют результаты исследования Центра международных отношений ИМИ МГИМО. Еще 31,8 процента назвали эти отношения «партнерскими»; 10,2 процента — «нейтральными».

За последние 20 лет влияние России на постсоветском пространстве неуклонно падало. «Цветные революции» в Грузии, на Украине, в Киргизии и Армении привели к власти людей, которые не только сами мечтали о Европе, но и заставляли поверить в мечту своих граждан. Что вышло из демократического эксперимента? Грузия потеряла Южную Осетию и Абхазию, Украина — Крым и Донбасс, а Армения — доверие Москвы. Во всех упомянутых странах падает уровень жизни и растет госдолг.

В век массовых коммуникаций за этими процессами наблюдают жители соседних стран. Возможно, они испытывают соблазн выйти на улицы и сменить власть, но печальный опыт Украины и Грузии останавливает граждан Азербайджана, Белоруссии, Казахстана, Таджикистана и даже Туркмении от эксперимента. Сценарий Майдана им известен: «цветная революция», потом ухудшение отношений с Россие, в итоге — кризис.

Возможно, как никто другой, эту простую истину осознали граждане Белоруссии. На их глазах развернулась самая страшная, кровопролитная и жестокая трансформация в «демократию». Украинский госпереворот 2014-го — лучшее предостережение для тех, кто рассчитывает на «светлое будущее» в единой Европе. Ведь на кон могут быть поставлены не только братские отношения с Россией, но и экономическое благополучие, и сама государственность.

Белоруссия и так самая близкая к России страна в политическом, этнорелигиозном, экономическом смыслах. Она не только член ОДКБ и ЕАЭС, но и Союзного государства — наиболее интегрированной из евразийских структур. Половина экспорта и импорта ориентирована на Россию. Чаще, чем с Александром Лукашенко, Владимир Путин не встречается ни с одним иностранным лидером. Фундаментом для всего служат русский язык и православие, тесные политические, экономические, социальные связи.

Думаю, именно эти два фактора — негативный опыт Украины и традиционная близость с Россией — определяют позитивное отношение белорусов к нашей стране. Подтверждением тому стали результаты опроса Центра пространственного анализа международных отношений ИМИ МГИМО. Согласно ему, 60 процентов граждан Белоруссии хотят союза двух стран, 30 процентов выступают за партнерство и только 10 процентов — за «нейтральные отношения».

Кто-то может посчитать опрос «необъективным», так как его проводила заинтересованная в союзе российская сторона. Однако аналогичные опросы с противоположного фланга демонстрируют схожий результат. Так, сентябрьский опрос Белорусской аналитической мастерской Андрея Вардомацкого выявил, что союз с Москвой поддерживают 55 процентов белорусов, а за сближение с ЕС — лишь 25 процентов.

Не жалей денег на Батьку Недовольный потерями после российского налогового маневра Александр Лукашенко то и дело позволяет себе жесткие высказывания типа: «Вообще, зачем нам такой союз?» / Фото: Официальный интернет-портал президента Республики Беларусь

Положительный образ России в Белоруссии, подтвержденный статистикой, создает прочный фундамент для углубления Союзного государства. Думаю, для обеих стран очень важно не растерять этот социальный капитал. Хотя приходится нелегко: давление на Лукашенко особенно возросло после российского налогового маневра в нефтяной отрасли, из-за которого Минск в следующие пять лет потеряет 6 млрд долларов, а это 10 процентов ВВП Белоруссии. Недовольный потерями Лукашенко то и дело позволяет себе жесткие высказывания типа: «Вообще зачем нам такой союз?!». Однако даже это не повод раздувать антибелорусскую истерию и ставить под вопрос многовековые братские отношения двух народов.

Возвращаясь к тому, с чего мы начали: несмотря на достижения России в Сирии, Венесуэле, Африке и Ближнем Востоке, наши позиции в соседних странах не самые прочные. Усиливающийся Китай подминает под себя Среднюю Азию. Евросоюз заманивает Закавказье, Молдавию, Украину и Белоруссию в «Восточное партнерство». В такой ситуации нужно дорожить тем, что мы имеем в Минске. Да, Лукашенко порой нетактичен и резок. Но он никогда не ставил под вопрос стратегическую цель союза с Россией. В отличие от того же «пророссийского» Виктора Януковича, получавшего деньги из Москвы, но одновременно продвигавшего европейскую повестку.

Если кто-то считает, что союз с Белоруссией обходится России слишком дорого, посмотрите на США. Например, они ежегодно тратят $100 млрд на содержание своих военных баз. Да, наши экономики несопоставимы, но экономическая поддержка Белоруссии — не такая уж тяжелая ноша, если учесть, что мы прощаем $20 млрд Африке и держим $550 млрд в золотовалютных резервах.

Будем постоянно считать деньги — получим еще одну Украину. Мы слишком многое прошли вместе. Оценивать нашу дружбу в долларах — как минимум недальновидно.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.