Прекрасный мэр своего времени
Сюжет:
Умер Юрий ЛужковЮрию Лужкову оказалась уготована счастливая и весьма редкая для политика судьба. После восемнадцати лет во главе гигантского мегаполиса он ушел с поста, провожаемый симпатией большей части его жителей, включая обитателей самых отдаленных и неблагополучных спальных районов.
Сейчас, спустя почти десятилетие, отношение к нему практически не изменилось. Хотя сравнивая нынешнюю Москву с тогдашней, лужковской, можно сказать много недоброго в адрес Юрия Михайловича. Можно, но не нужно. Не сегодня.
Лужков навсегда останется для столицы человеком, который вырвал ее из постапокалиптической реальности начала 1990-х. Он был плотью от плоти того времени, но в тогдашнем всеобщем ужасе и безнадеге превратил огромный город в пространство порядка, социальной заботы обо всех его жителях и элементарной чистоты. В буквальном смысле этого слова: с работающими коммунальными службами, регулярно вывозимым мусором и подметенными тротуарами.
Да, по современным меркам и порядок тот работал по специфическим правилам, и к механизмам наведения чистоты можно с сомнением присмотреться, и по поводу социальной защищенности есть вопросы. Но это все — по современным меркам.
А тогда он просто вернул миллионам людей — вне зависимости от их достатка и социального положения — город как среду для нормальной жизни: с работающим общественным транспортом, детьми на игровых площадках и хорошо освещенными улицами. Это все бурлило, развивалось и просто жило. И никакие абсолютно справедливые указания на специфические реалии того времени, вроде пресловутого Черкизона или общей «шанхаизации» Москвы, данного итога не изменят.
Юрий Лужков был мэром огромного города во времена нашей общей национальной катастрофы. Отличным мэром, что бы ни говорили. Уж обратных примеров те годы предоставили куда больше. Наверное, именно поэтому второй мэр Москвы оказался столь не к месту в новые времена национального возрождения.
Хотя, к слову сказать, он сам приложил немало сил для их наступления.
Невозможно переоценить значение московских программ поддержки Севастополя и российского присутствия там. А ведь эти проекты были личным приоритетом и инициативой Лужкова. Москва под его руководством последовательно закладывала фундамент для возвращения Крыма в состав России во времена, когда почти всем это казалось абсолютной фантастикой.
Но теперь дела, решения и сама жизнь Юрия Михайловича Лужкова окончательно отходят в ведение граждан, интересующихся историей, а также более высоких инстанций, относящихся не к этому миру. И можно уверенно сказать, что восстановление храма Христа Спасителя, что было еще одним очень личным проектом для бывшего московского мэра, там ему точно зачтется.
Царствия Небесного вам, Юрий Михайлович!
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции