Нам выгодна мирная Ливия
Напомним, на днях Хафтар побывал в Москве, но, так и не начав встречу со своими оппонентами, улетел. Сейчас многие недоумевают: а зачем России вообще призывать ливийцев к мирным переговорам? Зачем нам решать чужие проблемы? Наши компании, сотрудничавшие с режимом Каддафи, как известно, из страны ушли.
Начнем с того, что Хафтар вообще переговорщик сложный. Его поставили в невыгодные условия, и он покинул встречу. Это нормальный рабочий момент. Следующая встреча, по всей видимости, состоится в Берлине. Дело в том, что Европа как никто другой заинтересована в урегулировании конфликта в Ливии. Напомню, с 2011 года, момента свержения и убийства Каддафи, Ливии, как государства фактически нет. Есть Ливийская национальная армия и есть ПНС — правительство национального согласия. Есть также несколько более мелких игроков. Но если два крупных между собой договорятся, то, конечно, возрождение ливийской государственности не за горами. Европе это важно потому, что, вероятно, снизится поток беженцев из этой страны, которые постоянно прибывают в Евросоюз и которых нужно кормить, одевать, обувать, давать жилье. Нам, России, мир в Ливии тоже необходим.
Дело в том, что мы взялись за уничтожение ИГИЛ (организации, запрещенной на территории РФ. — «ВМ»), а именно в Ливии у ИГИЛ процветают филиалы. Там готовят боевиков, которые проходят в регионе практику, а потом возвращаются на территорию России. И эту проблему пока никто не снял! Да, в ходе операции в Сирии мы уничтожили несколько тысяч боевиков, но сколько еще осталось? И пока в Ливии нет мира, пока там отсутствует единовластие и закон, эта страна — один из главных рассадников мирового терроризма. И этот очаг заразы необходимо ликвидировать.
Второй важный момент. С наступлением мира мы можем рассчитывать на возвращение в эту страну наших крупных компаний. А это уже экономическая выгода.
Третье: мы укрепим свой авторитет. Причем не только и не столько на Ближнем Востоке и в Северной Африке, но и в Европе. Ведь страны Евросоюза, столько сделавшие для свержения режима Каддафи, сейчас сами сильно страдают от ливийского хаоса.
Возможно, ливийское примирение пойдет по сирийскому образцу. Ведь там тоже было противоборство: оппозиция против президента Башара Асада. Россия создала центры примирения сторон, буквально штучно, вручную, собрав базу для переговоров. В Ливии, посмотрев на сирийский пример, задались вопросом — а почему нам так же не поступить? И вот процесс начался. Возможно, он примет совсем другие формы, потому Ливия — не Сирия.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции