Глава Чувашии — менеджер или барин?
Сначала Игнатьев призвал «мочить» журналистов и блогеров, не по делу критикующих власть:
— Нужно четко обозначить — надо их мочить. Рассказывать, откуда они приехали, с какими помыслами, где живут, где трудятся, чем зарабатывают.
Это, конечно, дикость. Мне, по простоте душевной, кажется, что «помыслы» журналиста или блогера можно узнать, только если его пытать. А информация о том, где живет и чем зарабатывает труженик пера, — это тайна частной жизни, которая, между прочим, охраняется законом. Игнатьев предлагает нарушить закон?
Высказывание главы республики сначала всколыхнуло интернет, но через пару дней забылось. Мало ли кто что говорит, не подумавши. Но вскоре Игнатьев снова «зажег». На вручении ключей от новых автомобилей сотрудникам МЧС заставил офицера... за ними подпрыгивать. Выглядело это как откровенное хамство. Как будто с котиком играет.
Игнатьев потом оправдывался: якобы он спасателям — лучший друг, вместе ели тушенку… Но офицер МЧС, в отличие от чиновника, рискует жизнью. Унижать любого человека — стыдно, а уж спасателя — вообще ниже плинтуса.
— Поведение главы Чувашии находится за гранью понимания, — сказал секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак, добавив, что партия поставит вопрос об исключении чувашского главы из своих рядов.
Вот мне интересно, почему чиновники время от времени вдруг «путают берега»? Одна говорит молодым людям, что «государство не просило вас рожать». Другая — что на 3,5 тысячи в месяц вполне можно прокормиться и есть нужно «макарошки». Они идиоты? Отнюдь нет.
Во всех развитых странах чиновник — это менеджер, нанятый для выполнения государственных функций. Люди платят налоги, и на эти деньги нанимаются специалисты, которые будут решать общественно значимые вопросы. У нас же чиновник, особенно крупный — это барин, распределитель благ.
Из 85 российских регионов только 13 — доноры. Остальные 72 живут главным образом за счет федерального бюджета. И местный глава, грубо говоря, распределяет дотации из Москвы. При этом, надо понимать, огромная часть местного населения — врачи, учителя, соцработники, полицейские, военные, налоговики. То есть люди, «сидящие» на бюджете. Формально они зарабатывают сами, а фактически полностью зависят от чиновников. Захочет «папа» — поднимет зарплату. Захочет — сократит.
Поэтому офицер МЧС и прыгает за ключами от машины. Поэтому глава республики и может вести себя «за гранью понимания». Ибо он чувствует себя не нанятым менеджером, а барином. Наша нынешняя экономика порождает именно такой тип социальных отношений. Когда большая часть населения зависит от государства, чиновник — царь и бог. А значит, может себе позволить. Се ля ви.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции