Почему русские так любят Сальвадора Дали
По широкой Манежной площади гуляет ветер, низкие тучи посыпают ее снегом и поливают дождем, но из длинной очереди никто не уходит. В любви этой на самом деле есть что-то иррациональное, магическое. Ведь даже самый попсовый сюрреализм — искусство, скажем так, не для всех, на него не поведешь детей, как на Серова с Айвазовским. Дали давно уже не манит сладостью запретного плода, как в советское время. Напротив, его образы стали неотъемлемой частью масскульта — извергаемые рыбой свирепые тигры, слоны, печально бредущие на паучьих ножках-ходулях, и распятый над бездной мира Христос. И самого Дали возят к нам регулярно. В 2017 году петербуржцы знакомились с коллекцией фонда «Гала — Сальвадор Дали» — и вот она уже составляет основу московской экспозиции. Замечу, только что завершилась выставка «Дали — Пикассо» в Саду имени Баумана, и москвичи в течение нескольких дней могли выбирать, какого именно Дали им сегодня хочется увидеть!
Впрочем, организаторы выставки с полным правом заявляют, что это самая масштабная презентация работ художника в России. 188 экспонатов — живопись, графика, гравюры, акварель. Кое-что значимое привезли впервые. В частности, «Невидимого человека», с которого, по сути, начался фирменный сюрреализм Дали 1930–1940-х годов, и «Мягкий автопортрет с жареным беконом» — художник считал его символом своего творческого перерождения. И пусть нет в Манеже признанных хитов, но представленного достаточно, чтобы проследить весь путь художника, от юношеского подражательства импрессионистам до последних абстракций. Для полноты впечатлений не хватает разве что самых эпатирующих проявлений испанского гения, проповедовавшего свободу от любых моральных ограничений.
Сальвадор говорил, что рукой художника должен водить ангел. Трудно сказать, кто водил его собственной рукой. Может, доктор Фрейд — психоанализ оказал огромное влияние на картины Дали. Голову Фрейда, кстати, можно увидеть на выставке — вписанную в ярко-желтый, почти горящий «Обычный языческий пейзаж». А может, параноическую фантазию Дали направляла какая-то иная сила. Наверное, это не столь и важно.
с. Когда после очередной ссоры друзья-сюрреалисты исключили Сальвадора из своей группы, он только рассмеялся: «Сюрреализм — это я». И был абсолютно прав. Чтобы убедиться в этом воочию, не обязательно мерзнуть в очереди — на выставку можно заранее купить электронный билет.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции