- Город

Главная страница ВМ

Сергей Собянин: ЕГЭ определит качество обучения во время пандемии

Названа причина гибели туристов на перевале Дятлова в 1959 году

Как остановить анафилактический шок с помощью вилки

Проведение бесплатного тестирования на антитела к COVID-19 продлили в Москве

Банковские услуги: что ценят клиенты во время пандемии?

Стало известно о состоянии Олега Тинькова после пересадки костного мозга

Ученые нашли необычный способ раннего выявления коронавируса

ПФР напомнил о росте выплат работающим пенсионерам с 1 августа

Политолог напомнил о «неправильных» для ислама надписях в соборе Святой Софии

Какие ограничения сохранятся в Москве после 13 июля

Диетолог Ковальков назвал самый опасный тип ожирения для женщин

«День национального позора»: эксперты — о переносе Дня России

Онищенко оценил вероятность эпидемии бубонной чумы в России

Турагенты назвали безопасные страны для отдыха

Экономист объяснил бесполезность деноминации рубля

«Ненавижу»: появились подробности переписки доцента Соколова и Ещенко

Митрополит Климент

Не будем путаться

В наши дни все чаще люди пытаются под покровом веры решить различные свои проблемы. Наиболее показательны случаи с болезнями. Недуги Господь допускает для нашей душевной пользы, но это вовсе не значит, что для выздоровления ничего не нужно предпринимать. Бывают случаи, когда человек, только вступивший на путь духовной жизни, начинает отказываться от помощи врачей и, ссылаясь на пример великих сподвижников Церкви, говорит: «Господь послал мне это, Он Сам, когда сочтет нужным, и исцелит меня. К врачам я не пойду!»

Угодники Божии были способны в своей жизни положиться на Христа и не только сами получали благодатную помощь, но и другим помогали. Например, святая блаженная Матрона Московская сама была слепой от рождения, но исцеления себе от Бога не просила, а благодарила Его и излечивала людей от тяжелых болезней. Святые принимали от Бога любое благо и любую скорбь с благодарностью. А если простой человек, «подражая» святым, поступает так, то он не понимает, что у него недостаточно для этого духовных сил.

Идея доверия воле Божией правильная, но понимать ее искаженно неверно. Кто так поступает, исполнен гордыни и уверенности в собственных силах. Человек считает, что он доверяет Богу больше, чем окружающие, потому он более праведный. «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди…» (Лк. 18:11), — думает он подобно фарисею.

В такие моменты вновь и вновь хочется повторить: упование на Бога никогда не предполагает пассивности. Поход к врачу — это естественная для человека мера, и она вовсе не заключает отказ от воли Божией. В Православной церкви есть многие святые, которые сами лечили людей: святые апостол Лука, великомученик Пантелеимон, мученики Трифон, Кир, Иоанн, Диомид, святитель Лука Крымский и другие. Мы должны делать для исцеления то, что в наших силах, а уж если от недуга не получается излечиться, значит, Господь посылает его для духовного возрастания.

Люди подчас аргументируют свой отказ от лечения так: «Главное лекарство от всех болезней — Причастие». Принятие Святых Христовых Тайн, конечно, способно излечить телесные недуги, но в первую очередь это лекарство для души, и нельзя превращать великое таинство в средство для решения физических болезней. К Причастию как к особому дару милости Божией нужно подходить с благоговением. Его цель — это наше соединение с Христом.

Использование молитвы и духовных упражнений для исполнения своих земных просьб говорит о низком духовном уровне человека / Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»

Использование молитвы и духовных упражнений для исполнения своих земных просьб говорит о низком духовном уровне человека

ФОТО: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»

Давайте вспомним поучительную историю о святителе Николае и о воре, который перед тем, как совершить кражу, всегда молился святому. Однажды за грабителем погнались разъяренные люди, он выбежал на поле и не знал, куда ему спрятаться, чтобы спастись от погони. На поле он увидел тушу мертвой лошади и залез в нее. Преследователи его не смогли найти. Когда они ушли, вор выбрался и пожаловался святому, как же ему было противно переносить смрад мертвечины. А святой ему ответил, что для него во много крат неприятнее была молитва этого человека.

Использование молитвы и духовных упражнений для исполнения своих земных просьб говорит о низком духовном уровне человека. Бог не тот сказочный персонаж, чтобы по его повелению появлялись новые корыто, дом, машина и т. д. Такое псевдоблагоговейное отношение граничит с кощунством. «Горе тем, которые перед лицом Божиим бесчинствуют и величия Его не почитают», — говорил святитель Тихон Задонский.

В Италии возле одной католической церкви была устроена табличка: «Парковка». Плата же производилась не деньгами, а молитвами: «один час парковки — десять «Аве Мария», два часа — двадцать «Аве Мария» и т. д. Мотив настоятеля храма понятен: «Паркуйтесь около церкви, но за это вы молитесь».

Такое отношение неслучайно вызывает внутренний протест. Если люди без желания будут обращаться к Божией Матери, это пользы не принесет, а только навредит человеку. Молитва ценна в том случае, если она исходит от сердца человека, святитель Феофан Затворник говорит, что молиться надо так, чтобы ум и сердце соединялись с Богом. А в приведенном примере она лишь формальная, внешняя.

В истории есть много примеров того, к чему привело фарисейское отношение к святыням. Один из наиболее показательных эпизодов — эпоха иконоборчества — VIII — начало IX века. Главной причиной этого явления стал духовный упадок. Люди превратили почитание икон в фетишизм. Они стали изображать иконы на одежде, предметах быта, брали их восприемниками при крещении. Люди пытались исполнять закон, но утратили дух этого закона, у них осталась только внешняя форма духовной жизни. В результате появилось суеверное отношение к святыне, граничащее с язычеством. Понадобилось больше сотни лет, чтобы исповедническим и мученическим подвигом вернуть живую веру в сердца людей и благоговейное отношение к иконе.

Фарисеи в народе считались праведниками, но несмотря на это, Господь призывает остерегаться учения фарисейского (Мф. 16:6–12). Эти люди от веры оставили лишь формальную сторону (см. Мф. 23:23) и за счет нее хотели возвыситься над другими. Во время поста они принимали скорбный вид, каялись напоказ, на одеждах носили ветхозаветные изречения, раздавали при всех милостыню, чтобы добиться любви и почитания народа. За строгим соблюдением обрядов они утратили чистоту души, а, увидев истинную праведность во Христе, многие фарисеи задумали убить Его.

Христос учит нас: «Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф. 5:20). Об этом стоит помнить в отношении к святыням и не пытаться «приземлить» духовное. Напротив, как говорил святитель Игнатий (Брянчанинов), лучше любые повседневные обязанности посвящать Богу, стараться в любых условиях послужить Ему, тогда «дела земные соделаются делами небесными».

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Новости СМИ2

Коронавирус

в Москве

164 560 + 465 (за сутки)

Выздоровели

229 357 + 679 (за сутки)

Выявлено

4 143 + 27 (за сутки)

Умерли

Рустам Сабанчеев

От музея до мечети, от республики до империи

Екатерина Рощина

Ефремов и Долина: закон — не для всех

Ольга Кузьмина  

В чем странности этого лета

Митрополит Калужский и Боровский Климент

Первым появляется росток

Михаил Бударагин

Парламентариям не место на ток-шоу

Алиса Янина

Как я отдыхала в Крыму

Николас Коро, маркетолог

То ли распродажа, то ли обман

Река сильнее традиций. Правда и мифы о столице и ее жителях

Газеты создаются в творческих муках и спорах

Как помочь ребенку выбрать профессию?

ЕГЭ по литературе. Больше читайте и пишите