Дешевая нефть — это надолго
Курс рубля к доллару вернулся к значениям четырехлетней давности, обвалившись с начала года почти на 20 процентов. В качестве защитной меры Центробанк пообещал в течение 30 дней не покупать валюту на внутреннем рынке. Хотя, согласно бюджетному правилу, возможна даже продажа валюты в целях укрепления рубля в случае, если цена на нефть падает ниже цены отсечения (на этот год установлена на уровне 42,4 доллара за баррель сорта Brent).
Похоже, низкие цены на нефть с нами надолго. Ситуация с китайским коронавирусом в мире продолжает ухудшаться, что грозит полномасштабной экономической рецессией, которая резко снизит цены на наши основные экспортные товары. В качестве «загашника» у нас есть Фонд национального благосостояния, куда регулярно отчислялись все доходы от продажи нефти сверх цены отсечения. Теперь его, по идее, можно тратить. Но не на большие инфраструктурные проекты, как планировалось еще в начале года, а, грубо говоря, на «поддержание штанов».
В ФНБ накопилось примерно 125 миллиардов долларов. Минфин уверяет, что этих средств хватит для покрытия потерь бюджета от падения цен на нефть до 25–30 долларов за баррель на протяжении 6–10 лет. Такая оценка выглядит, на мой взгляд, излишне оптимистичной. Учитывая то обстоятельство, что наши нефтегазовые корпорации и при более благоприятных ценах на нефть пользовались всевозможными налоговыми льготами (на льготных условиях в прошлом году добывалось более половины российской нефти).
По мере ухудшения общей экономической ситуации число лоббистов, которые выстроятся в очередь просить помощи из ФНБ, возрастет. И социальные выплаты могут стать не единственной целевой тратой. Так что средств хватит максимум года на три. А если цены на нефть будут сохраняться в пределах 30 долларов до конца 2020 года, то российская экономика войдет в рецессию.
Правда, есть слабое утешение в том, что рост курса доллара на один рубль при прочих равных дополнительно дает бюджету 70 миллиардов рублей тех же нефтегазовых доходов, поскольку рублевая цена нефти растет. Социальные обязательства, как и все остальное в бюджете, номинированы в рублях. Девальвация поможет их так же «номинально» выполнить. При этом побочными издержками станет рост цен, особенно на импортные товары. Это притом что импорт по-прежнему составляет большую долю на продовольственном рынке.
Многое будет зависеть от скорости распространения эпидемии COVID-19. Ведь именно из-за нее власти многих стран мира принимают такие карантинные меры, которые сами по себе способны вогнать даже самую сильную экономику в глубочайший кризис.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции