Что общего у Ленина и Горбачева
В стране, которая находилась в тягучем состоянии застоя, началась эпоха бурных перемен. СССР пребывал в затяжном кризисе по всем направлениям. Экономика рушилась, идеалы коммунизма стерлись, а стареющее руководство стало посмешищем. 53-летний Горбачев, который вступил в партию еще школьником и окончил МГУ, хотя и по партийному спецнабору, виделся номенклатуре преданным ленинцем. Реформы были необходимы, их начал бы любой новый лидер.
Поначалу в замыслах Горбачева не было планов по низвержению КПСС с Олимпа. Реформы виделись косметическими — ускорение, прощение диссидентов, сближение с Западом и разоружение. Впрочем, антиалкогольная кампания, которая стала одним из символов эпохи, поставила под сомнение компетентность Горбачева.
Скоро стало понятно, что режим держится именно на строгих политических табу. Гласность и историческая правда, снятие цензуры и мистический страх перед экономическими реформами (с которых начал модернизацию Китай) не могли не привести к падению авторитета поначалу популярного генсека. На фоне низких цен на нефть начался товарный голод, была введена карточная система на продовольствие. В республиках, где еще вчера царил, как казалось, дух всеобщего братства, поднялась кровопролитная волна национальных протестов. Через десятилетия Горбачев признал ошибки. Не отправил Ельцина «в далекую страну собирать бананы». Уехал в Форос накануне ГКЧП, хотя его предупреждали. Не справился с товарным дефицитом. Запоздал с реформированием СССР и партии.
Современники считают, что перечень необходимо дополнить еще многими промахами, из-за которых страна лишилась экономических и интеллектуальных накоплений предыдущих эпох. Мы не знаем ответа на вопрос, был ли предопределен демонтаж системы и мог ли Горбачев реанимировать дряхлеющий режим. Не утихают споры, что считать главным итогом эпохи Горбачева — демократические перемены или разрушение великой страны? Возможно ли одно без другого?
По моему мнению, в российской истории по тотальной перестройке фундаментальных основ жизни сравниться с эпохой Горбачева может только Октябрьская революция. И хотя Горбачев по политическим убеждениям является антиподом Ленина, фатальным образом оба реформатора привели страну к нищете и к потере огромных территорий, поставив ее на последнюю грань выживания.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции