О чем не сказал Владимир Путин
Мы-то надеялись, что еще дней пять-семь максимум — и все. А оказалось, куда дольше. Для большинства взрослых, здоровых и полных сил людей самоизоляция и вынужденное безделье — это чудовищно тяжело. Но выхода, похоже, нет.
Владимир Путин, без сомнения, один из самых информированных людей в стране. И он точно знает, чем обернутся для бизнеса выходные длиной в месяц. Если очень-очень повезет, просто снизятся доходы. Повезет меньше — будут разной степени убытки. Совсем не повезет — бизнес разорится. Давайте не будем широко улыбаться и делать вид, будто нас это не касается. На грани выживания окажутся многие. Всей стране придется пройти через серьезные испытания, когда и налоговые поступления от бизнеса, и экспортные доходы от продажи углеводородов существенно сократятся. В каком положении окажутся бюджетники? Да, есть подушка безопасности — Фонд национального благосостояния, но надолго ли его хватит?
Все это президент прекрасно понимает. Иначе бы он не был у власти так долго. Понимает и все равно идет на этот шаг — месячные выходные с сохранением зарплаты. Что это значит? Что любые шутки с коронавирусом закончились. Все очень серьезно. Или мы, или болезнь. Не зря президент почти четверть своей речи посвятил труду медиков и других людей, которые борются с инфекцией. Не зря сказал так много слов благодарности.
Да, в своей речи Путин фактически успокаивал нацию. Говорил, что пока, по большому счету, удается уберечь от эпидемии стариков и детей. Что мы в общем и целом справляемся. Сказал, что есть регионы, куда напасть еще даже не заглянула. Но сам факт введения месячных выходных, да еще на фоне тяжелой экономической ситуации, говорит о многом.
В сложные моменты истории, а один из таких наступает прямо сейчас, на сцену выходит народ. Выигрывают битвы не полководцы, выигрывают битвы солдаты. Все в наших руках. С одной забавной поправкой: нам нужно не выходить, а, наоборот, сидеть дома. Иногда это даже труднее, чем выйти. Кто-то в этом уже убедился, а кто-то убедится в ближайшее время. Не мерзнуть в окопах, не бросаться под танки, а реже появляться на улице, носить маску и мыть руки — вот такая впереди война. И воевать нам придется не столько с вирусом, сколько с самими собой. С нашим желанием жить, как прежде. С пофигизмом и необоснованным оптимизмом.
На смену этим чертам должны прийти ответственность и реализм. Как будет развиваться ситуация с коронавирусом, будет зависеть не от главврача больницы в Коммунарке. И даже не от правительства и президента. Это будет зависеть от нас. Нашего бытового поведения. Давайте это наконец поймем.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции