- Город

Главная страница ВМ

Число выявляемых в Москве случаев COVID-19 за месяц сократилось вдвое

Названа причина гибели туристов на перевале Дятлова в 1959 году

Трамп признал ответственность США за кибератаку против России

Проведение бесплатного тестирования на антитела к COVID-19 продлили в Москве

Банковские услуги: что ценят клиенты во время пандемии?

«Эрдоган — негодяй»: в Госдуме предложили объявить бойкот Турции

Стало известно о состоянии Олега Тинькова после пересадки костного мозга

Ученые нашли необычный способ раннего выявления коронавируса

Политолог напомнил о «неправильных» для ислама надписях в соборе Святой Софии

Какие ограничения сохранятся в Москве после 13 июля

Диетолог Ковальков назвал самый опасный тип ожирения для женщин

«День национального позора»: эксперты — о переносе Дня России

Экономист объяснил бесполезность деноминации рубля

Онищенко оценил вероятность эпидемии бубонной чумы в России

«Мы справимся»: Самойлова рассказала о прогрессе в лечении болезни сына

«Ненавижу»: появились подробности переписки доцента Соколова и Ещенко

Митрополит Калужский и Боровский Климент

Верные Христу

В это воскресенье православные верующие вспоминают подвиг святых жен-мироносиц и праведных Иосифа Аримафейского и Никодима. Их память празднуется всегда в третью неделю после Пасхи, ведь этих святых объединяет особая верность Господу, которую они проявили, когда Спаситель был гоним, страдал и умер на кресте.

Об Иосифе и Никодиме, тайных учениках Христа, и святых женах-мироносицах в Евангелии говорится немного. Упоминается, что некоторые женщины следовали за Христом и его учениками, служили им своим имением. Образы этих людей отчетливо предстают перед нами только в самые трагические моменты евангельской истории: во время страданий Господа и его погребения.

Когда апостолы покинули учителя и спрятались, ожидая возможного ареста, святой праведный Иосиф Аримафейский — иудейский старейшина, который слушал учение Христа и понимал, что он и есть мессия, пришел к Пилату и упросил его отдать тело Христа для погребения. Этим поступком он завлекал на себя гнев законников, жертвовал высокой должностью и даже рисковал жизнью.

К нему присоединился праведный Никодим, фарисей, член синедриона. В Евангелии упоминается, что этот благочестивый человек стремился защитить Иисуса Христа, когда его пытались схватить (Ин. 7:50–51). После смерти Господа он помог праведному Иосифу снять с креста тело Спасителя и похоронить его в новом гробе, который праведный Иосиф купил для себя. Поспешные похороны состоялись в пятницу поздно вечером, потому что следующий день — «суббота была день великий» для иудеев и нельзя было совершать никаких дел.

В решающий момент опасения за свою репутацию и за устойчивость положения в обществе отходят у Никодима и Иосифа на второй план. Они делают то, что повелевает им совесть, ведь тела казненных преступников никому не были нужны, их обычно погребали в общей могиле. Необходимо было позаботиться о теле Господа.

Суббота стала днем великой скорби для всех учеников Спасителя, а ранним утром в воскресенье к гробу с сосудами мира направились Мария Магдалина, Мария Клеопова, Марфа и Мария, сестры праведного Лазаря, Мария Иаковлева, Саломия, Иоанна и другие.

Эти женщины во время проповеди неотступно следовали за Христом и не покинули его во время крестных страданий. Вера привела их к Голгофе — месту распятия Господа — вопреки страху смерти. Женщины видели происходящее, оплакивали Иисуса Христа, утешали Божию Матерь. Они были свидетельницами погребения Господа и видели, что на тело его не возлили благовоний. 

Желая послужить Спасителю, в воскресный день, невзирая на опасность, жены-мироносицы поспешили к его гробу, чтобы до конца исполнить необходимое для погребения Господа — помазать его тело миром (Лк. 24:1–10). 

Надеялись ли Иосиф, Никодим, жены-мироносицы на воскресение Господа, когда видели на кресте его уже мертвое тело? Ни у кого из них упования на воскресение Христа не было, ведь даже самые ближайшие ученики в момент опасности усомнились в пророческих словах Спасителя.  

Не только законники связывали обетование о мессии с восстановлением земной славы царства Израилева. Изначально так же его понимали и апостолы. Например, на это указывает вопрос одного из апостолов накануне его страданий: «Господи! Что это, ты хочешь явить себя нам, а не миру?» (Ин. 14:22). Об этом свидетельствует просьба ближайших учеников Господа Иакова и Иоанна Зеведеевых быть по правую и по левую руку от Христа, когда он воцарится над Израилем (Мк. 10:35–45). За этой просьбой скрывалось желание стать приближенными нового царя. Похожие воззрения были и у других учеников, а Господь вразумлял их. Каждым словом и поступком он пытался донести до них мысль, что царство его не земное (Ин. 18:36). 

Pelagiya Zamyatina

ФОТО: Pelagiya Zamyatina

В полной мере ученики Христовы смогли это понять, только когда Господь воскрес. А в те дни, когда их учителя неожиданно арестовали, стали пытать и предали позорной смерти, апостолов преследовали сомнения: неужели тот, кто творил такие великие чудеса, был так милостив к людям, не избавитель Израиля? Их сердца были в тот момент полны разочарования. 

Апостолы понимали: если их учителя подвергли казни, то в скором времени и за ними придут. Ученики постоянно находились со Христом, его именем изгоняли бесов и творили чудеса (см. Лк. 10:1–17). Они были свидетелями воскрешения Лазаря, а иудеи хотели казнить всех, кто стал свидетелем этого чуда. По этим причинам апостолы боялись иудеев, спрятались в доме и заперли двери (Ин. 20:19). Они не ждали воскресения Господа, хотя Иисус Христос много раз говорил о нем (см. Мф. 20:19; Мк.10:34; Лк. 18:33). 

Точно так же об этом не помышляли и жены-мироносицы, праведные Иосиф и Никодим. Если у современных христиан уже есть понимание, что Господь восстал из мертвых, он и есть истиный Сын Божий, который дарует верующим в него жизнь вечную (см. Ин. 20:31), то тогда на это не было надежды. И женщины, оставшиеся верными Спасителю, и тайные ученики Господа, которым пришлось открыть веру во Христа, чтобы предать его погребению, рисковали всем. У них не оставалось надежды на чудо, но были верность Христу и безграничная любовь к нему. 

После воскресения Господа придет время и апостолы проявят свою веру в Иисуса Христа, будут бесстрашно проповедовать о Спасителе всем народам, претерпят за него мучения и смерть. У каждого из них будет особый крестный путь к славе в Царствии Небесном. Поэтическими словами сказал об этом блаженный Петр Хрисолог: «Женщины идут прислуживать Христу, апостолы Христа принимают страдания. …Женщины проливают елей, апостолы проливают кровь. Женщины изумляются смерти, апостолы идут на смерть». 

Но в эти святые пасхальные дни мы особо вспоминаем тех людей, которые еще не зная что Иисус Христос спасет мир от власти смерти и греха, служили ему, невзирая на смертельную угрозу. Возможно, именно поэтому Господь является сначала женам-мироносицам как сумевшим проявить верность Господу в решающий момент, а только потом апостолам. 

Пример жен-мироносиц и учеников Христовых показывает, что истинная любовь всегда проявляется в момент испытаний, когда человек может спасти себя, а может пожертвовать собой. Мы чтим память святых, которые предпочли отдать и положение, и стабильность, и даже саму жизнь ради любви к Господу. Будем и мы молиться, чтобы в решающий момент Бог даровал нам мужество остаться верными ему. 

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Новости СМИ2

Коронавирус

в Москве

164 095 + 1 002 (за сутки)

Выздоровели

228 678 + 678 (за сутки)

Выявлено

4 143 + 27 (за сутки)

Умерли

Екатерина Рощина

Ефремов и Долина: закон — не для всех

Ольга Кузьмина  

В чем странности этого лета

Александр Лосото 

Лев Кассиль: возвращение из Швамбрании

Митрополит Калужский и Боровский Климент

Первым появляется росток

Михаил Бударагин

Парламентариям не место на ток-шоу

Алиса Янина

Как я отдыхала в Крыму

Николас Коро, маркетолог

То ли распродажа, то ли обман

Река сильнее традиций. Правда и мифы о столице и ее жителях

Газеты создаются в творческих муках и спорах

Как помочь ребенку выбрать профессию?

ЕГЭ по литературе. Больше читайте и пишите