Куда подевался Христос
Сюжет:
БЕЗ КОРОНАВИРУСАЕсли служитель церкви роскошно живет, это вызывает бурю эмоций, просто шквал. Но в последнее время все больше и больше тревожит другой вопрос: что вообще творится с Русской православной церковью? Потому что есть вещи и пострашнее дорогих машин.
«Мерседес» за девять с половиной миллионов во владении скромной игуменьи — это, конечно, тот еще оксюморон. Но мало ли, пожертвование? Понятно, что в идеале каждый прихожанин хочет видеть кротких служителей, которые ведут скромный образ жизни. Чтобы сплошь старцы Зосимы. Но главное, относиться к людям они должны так, как, собственно, и учил Христос. А где он? Куда подевался?
При Покровском монастыре, в котором служит та самая игуменья с «мерседесом», есть приют для девочек. Диана, одна из бывших его воспитанниц, сейчас работает в хосписе «Дом с маяком». Ее воспоминаниями на своей странице в соцсети поделилась директор учреждения Лидия Мониава. Не буду пересказывать весь текст, но то, что, увы, на поверхности этой истории и ей подобных, — из воспитанников монастырей почему-то не получается глубоко верующих людей. Юноши и девушки, выбравшись на волю, рассказывают в основном не о Боге, а об угрозах, издевательствах, голоде и даже побоях. История о взрослении в приюте при Покровском монастыре хоть и не дотягивает по уровню жестокости до среднеуральской обители, но осадочек оставляет похожий.
Такое ощущение, что в России не один и, судя по всему, не два божьих дома, где имя Христа упоминается только во время молитвы. Все остальное время дети растут в страхе перед условным агрессивно настроенным Богом-карателем, который учит их не праведности, а хитрости и изворотливости: как не попадаться, как спрятать деньги, как украсть немного еды…
Похоже, пора служителям церкви узнать, что такое репутационный институт, и как-то учиться с этим работать. Ведь что происходит, когда человек решает прийти к Богу? Он поворачивает голову в сторону церкви и видит там нечто отталкивающее: роскошный «мерседес» игуменьи и страшные воспоминания воспитанников монастырских приютов. А кому-то просто трудно зайти в храм: крестик не носит, брюки коротки, не там встал, не так поклонился. Был прихожанин, да вышел. И не вернется. А зачем?
— Затем, что церковь учит смирению, — ответят мне святые отцы и церковные иерархи.
Серьезно? Смирению?! Знаете, смиряться я и так умею. Когда врачи ставят неверный диагноз, когда лишают зарплаты, хамят в магазинах, оскорбляют на улице, когда, простите, пьяный пассажир вульгарно комментирует твою фигуру в транспорте. Смиряешься, потому что можешь получить по лицу, и никто за тебя не заступится. Я могу продолжить, но, надеюсь, достаточно, чтобы понять: смирения нам хватает и так. Приходя же в дом божий, хочется утешения и благодати, а не новой порции небесных кар.
Так что вместо советов о продаже люксовых авто главе РПЦ следовало бы благословлять служителей церкви на поведение, соответствующее корпоративным стандартам. Раз уж для кого-то служение — это карьера. А чтобы карьера шла, репутация компании должна быть безупречна. Не говоря уже о том, что недостойное поведение случайного монаха в «Гуччи» сказывается на имидже не то что патриарха, но и самого Господа Бога. Ничего себе издержки, да?
Возможно, «мерседес» сам по себе безобиден. Куда страшнее, если за ним стоит полная трапезная полуголодных детей, которые каждую минуту своей маленькой жизни готовы к наказанию. И конечно, уверены, что они его заслуживают.
Я обыкновенная мирянка, но позволю себе предположение: Христу бы это не понравилось.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции